Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет

МЕТРОЛОГИЯ

ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

СЕРТИФИКАЦИЯ

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG var-2.JPEG transport transport zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG
09.12.20131879

ПУТЬ К КАЧЕСТВУ: ОТ ЭКЗАМЕНА К ЭКЗАМЕНУ

Бас В.Н..JPG


ПУТЬ К КАЧЕСТВУ: ОТ ЭКЗАМЕНА К ЭКЗАМЕНУ

Об итогах и уроках Московского регионального этапа Конкурса «100 лучших товаров России» рассказывает Председатель Московской региональной комиссии по качеству В.Н. Бас



— Виталий Николаевич, когда слышишь про «лучшие товары» сам собой напрашивается вопрос о корректности таких утверждений. Ведь сравнить между собой все товары, понятное дело, невозможно. Из какой в таком случае выборки определяются «100 лучших товаров России»?

— Лучшие определяются из числа тех товаров, которые претендуют на этот статус добровольным участием в конкурсе. Двери открыты для всех! Если вы считаете, что ваша продукция лучшая, докажите! На принципе добровольного участия организуется любой конкурс, любое состязание, будь то выборы самой красивой женщины или самого сильного мужчины планеты.

— Не получится ли при таком подходе так, что лучшая продукция будет выбрана из, скажем так, не самой лучшей?

— Это всегда зависит от общественного авторитета того или иного конкурса. Есть такие, о которых знают только их участники. Все и превращается в «междусобойчик». Масштабность и авторитетность конкурса «100 лучших товаров России» делают его очень представительным. В каждой номинации, в каждой группе продукции всегда есть объективные рыночные лидеры, своим участием задающие планку качества. Тем не менее, регламентом конкурса предусмотрена обязательная самооценка конкурсантом номинируемой им продукции в ее сравнении с лучшими аналогами — отечественным и зарубежным. Насколько корректно подобран аналог и насколько объективно проведена самооценка, в каждом случае проверяют эксперты.

— Есть смысл подробнее остановиться на «кухне» конкурса, «секреты» которой мало известны широкой публике

— На первом этапе определяются лучшие товары и услуги регионов — Калининграда, Башкирии, Тулы, Саратова, Красноярска, Сахалина и др. Из Москвы, ведь, не все видно. А в регионах прекрасно знают свою продукцию, при необходимости проводят обследование предприятия, так что низкокачественным, скомпрометированным товарам через региональный фильтр никак не пробиться. Но главное отличие конкурса «100 лучших товаров России» в том, что испытания и экспертизы проводятся в каждом случае на базе государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний (ЦCM). Это обеспечивает единство подхода к оценке продукции в разных регионах и последующую сопоставимость результатов таких оценок на этапе федерального уровня. При этом выполняется важное базовое условие объективности экспертиз — ЦCM Росстандарта не только профессионально компетентны в оценке качества, но и независимы от региональных властей.

— Любой конкурс жив до тех пор, пока к нему не теряют интерес конкурсанты. В чем, по вашему мнению, феномен год от года только растущего общественного признания конкурса «100 лучших товаров России»?

— В искусстве брендинга главенствует такой принцип: сначала ты работаешь на свой бренд, потом он работает на тебя. Бренд «100 лучших товаров России» не запятнан за все 15 лет своего существования. Как следствие, растет привлекательность получения права на маркировку товаров Знаком «100 лучших товаров России». Особенно, для новичков, которые только пробиваются на рынки, стремятся найти способ обратить внимание потребителей на достоинства и конкурентные преимущества своей продукции. Нет сомнений, что из двух, во всех других отношениях равных товаров, покупатель выберет тот, что отмечен Знаком «100 лучших товаров России». Это узнаваемый и вызывающий доверие зонтичный бренд, и под «зонтиком» этого бренда хватит места всем товарам и услугам, производителям которых удастся подтвердить их качество и безопасность.

— А какова реакция тех конкурсантов, чьи претензии оказываются несостоятельными?

— В подавляющем большинстве случаев она адекватна аргументированности экспертных заключений. Если претензии экспертов очевидны, внятны и бесспорны, то что тут возразишь? Более того, многие только от наших экспертов узнают о допускаемых ими нарушениях документирования процессов подтверждения соответствия и формирования доказательной базы по безопасности и качеству. Это и понятно, на предприятиях не хватает квалифицированных специалистов, способных отследить развитие технического регулирования и учесть все изменения в практической работе. Вскройся эти нарушения не на конкурсе, а при проверке или на тендере, реальных проблем предприятиям было бы не избежать. Здесь же они «на блюдечке» экспертных заключений получают необходимые рекомендации. По сути, конкурс за годы своего существования превратился в постоянно действующую программу повышения качества участвующих в нем товаров. Думаю, именно пониманием ценности всестороннего аудита качества объясняется то, что ряд предприятий участвуют в конкурсе с его начала и по сей день. В их числе БКК «Коломенское», «Красный октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт», «Ростагроэкспорт»...

— Чем объяснить то, почему не Москва с ее столичным потенциалом лидирует по числу участников конкурса?

— Тем, что Москва, к счастью, уже не лидер по количеству размещенных в городе промышленных предприятий. Из Москвы, как и из других мегаполисов, выводятся производства. Это позитивный процесс. В результате улучшается экология, уменьшается нагрузка на городские инфраструктуры, снижается себестоимость продукции... А в регионах создаются рабочие места, страна начинает равномернее развиваться. Поэтому времена, когда все бренды были «прописаны» главным образом в Москве миновали.

— С этой ситуацией организаторам Московского регионального этапа конкурса остается только мириться?

— Надо реагировать на ситуацию, отвечая на новые вызовы. Об этом мы говорили на последнем заседании Московской региональной комиссии по качеству. Особенность нынешнего дня в бурном развитии сферы услуг. Это сегодня самая быстроразвивающаяся отрасль глобальной экономики, на долю которой приходится 2/3 мирового производства, треть занятых работников и около 20 % мировой торговли. Москва, будучи главным «перекрестком» страны, лидирует, и в обозримом будущем будет лидировать, по номенклатуре и объемам оказываемых услуг. Для нас со временем главным направлением приложения сил должно стать содействие обеспечению прав потребителей на получение услуг подтвержденной безопасности и качества в торговле и общепите, медицине, ЖКХ, на транспорте и связи, в туризме, банковско-финансовом секторе...

— Что для этого надо?

— Многое. Эксперты. Стандарты. Методическое обеспечение. Но главное — заинтересованность в сотрудничестве по повышению качества услуг со стороны компаний, их оказывающих. Пока она, прямо скажем, недостаточна. Уверен, что со временем под давлением потребителей, рынка, конкуренции и самого государства всем придется всерьез заняться качеством и его подтверждением. Но пока же нам предстоит вовлекать, втягивать в этот процесс тех, кто в большей степени к этому подготовлен.

— Но дело ли это экспертных организаций — заниматься привлечением конкурсантов?

— Президиум Академии проблем качества (АПК) поддержал наше предложение передать в Москве функции организатора регионального конкурса Московскому региональному отделению АПК «Инновации и Качество». Благо, у нас сильное отделение, являющееся юридическим лицом, в структуре которого Орган по сертификации «Московское качество» и Институт потребительских экспертиз с 9 штатными специалистами в области подтверждения соответствия.

Отделение взяло на себя распространение необходимой информации о конкурсе, консультирование и организационно — методическое сопровождение конкурсантов, проведение общественных смотров номинируемой продукции, организацию и проведение итоговых мероприятий... Все эти задачи прямо созвучны уставным целям Отделения АПК и потому такая деятельность только будет способствовать их реализации. А за Ростест-Москва останутся испытания и экспертиза. Словом, каждый будет заниматься своим делом!


Газета "Московский тест" №2(58). Специальный выпуск, посвященный итогам Московского регионального этапа Конкурса программы "100 лучших товаров России"


НАЗАДНАЗАД