МЕТРОЛОГИЯИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)СТАНДАРТИЗАЦИЯНАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИСЕРТИФИКАЦИЯТЕЗАУРУСУголок потребителяЭкспертные программы![]() ![]() ДОСТУПНАЯ СРЕДА |
СТАНДАРТЫ И КАЧЕСТВО
О качестве на первых порах речь не шла. Истощенная, обескровленная страна остро нуждалась в количестве. Всего и вся! Только общегосударственная стандартизация с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др. могла вывести экономику из хаоса и наладить массовое производство. Однако скоро становится очевидным, что количество без качества – деньги на
ветер! К тому времени уже были практически сведены к нулю частнотоварные и
капиталистические формы хозяйства. Рынок как регулятор качества ушел, казалось,
в безвозвратное прошлое. Но это не вселяло тревогу, а, напротив,
воспринималось, как великое достижение и преимущество новой
социально-экономической формации. Утверждалось, что свободная рыночная конкуренция – это разбазаривание ресурсов.
Что она лишь приводит к перепроизводству, затовариванию и кризисам. Наш
«ответ чемберлену» был в том, что разоряющую государство рыночную
конкуренцию заменит стандарт. Стандарт, всем указывающий единственно
правильный путь к качеству. Примерно в тот период рождается, говоря сегодняшним
языком, слоган: «Стандартизация – столбовая дорога прогресса!». А были периоды, когда она отступала на второй, а то и третий план общественного
интереса, и, не привлекая к себе излишнего внимания, без шума и пыли, делала
свое дело. А именно - служила инструментом организации производства, выполняя
«по определению» присущие ей функции: обеспечение единства измерений, совместимости
и взаимозаменяемости, установление разного рода норм и требований. ПЕРВЫЙ СТАНДАРТ
Первым официально принятым и обязательным к выполнению
стал стандарт ОСТ 1 «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». Вслед
принимаются стандарты на продовольственные товары (хлеб, соль,
спички, растительное масло), продукцию химической промышленности, на хлопок,
нефтепродукты, объекты в области строительства, на единицы измерения и др. Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате худо-бедно
работающая система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве инструмента
организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе
децентрализацией, была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно
дезорганизующего промышленность. РАБОТА НА ПОБЕДУ
Реанимировать систему стандартизации в режиме «скорой
помощи» пришлось с переводом экономики на военные рельсы. Насколько это
удалось, выяснилось в 1944 году, когда В. Емельянов, в то время
руководитель Всесоюзного комитета стандартов, докладывал И.В.Сталину о
достигнутых результатах - об эффективности стандартизации в экономии
материалов, снижении трудоемкости и повышении производительности. И судя по
тому, что по выходу из кабинета Верховного главнокомандующего он не
был репрессирован и даже остался в должности, И. В.Сталин счел, что дела в
стандартизации не так уж плохи, и она сыграла свою роль в создании оружия
победы. Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало
промышленности экономию сотен тонн инструментальной стали. На 36,7%
было сокращение количество контрольно-измерительных операций при
приемке артиллерийских стандартов. Была расширена взаимозаменяемость узлов и
деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов. Стандартизация
конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной
организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий. Как результат,
выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу
войны на 300%. Производственный цикл с 90 дней был сокращен до 30!
«БОЙЦОВСКИЙ» ПЕРИОД
В 60-70 годы от всех, кто профессионально занят в
государственной стандартизации, ждут бойцовских качеств. Не тех, что спортсмены
демонстрируют на боксерском ринге или борцовском ковре. А тех, что были
присущи Бойцову - формальному и неформальному лидеру в профессии. Известный ученый, крупный специалист в области авиационных технологий,
авторитетный организатор авиационного производства, В.В. Бойцов начинал
деятельность на поприще стандартизации в условиях, когда все более
очевидным становилось то, что возможности дальнейшего экстенсивного пути
развития исчерпываются. Одним из основных направлений
интенсификации экономики было признано повышение качества продукции, а
инструментом достижения этой цели – стандартизация. Стандартизация,
которую за запутанность не критиковал тогда разве что ленивый! Закономерно, что новый Главный стандартизатор страны начал со
стандартизации…самой стандартизации: «Сложившаяся система стандартизации не
отвечает возросшим требованиям народного хозяйства, она сложна. Чтобы улучшить
ее действие, надо сначала договориться о правилах, как составлять стандарты». Так появился стандарт стандартов – ГОСТ 1 «Государственная система
стандартизации» (ГСС). Названный специалистами конституцией стандартизации,
комплекс стандартов (ГОСТ 1.0-68 — ГОСТ 1.5-68) регламентировал единый порядок
разработки, обозначения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов
всех категорий на всех уровнях управления. Только наведя порядок в самой стандартизации, удалось приступить к
задаче, которая была сформулирована следующим образом: «Государственные
стандарты, имеющие силу закона, - должны стать эталоном качества продукции, к
которому должны стремиться все предприятия!». В стандартах стала приводиться полная характеристика продукции, включающая
номенклатуру показателей качества (в том числе, ранее не регламентируемые
надежность и долговечность), уровень каждого показателя, методы и средства
испытаний, измерений, правила упаковки и маркировки, перевозки и хранения
продукции, требования к безопасности, взаимозаменяемости и совместимости. Так как же заглянуть в завтра и спрогнозировать параметры качества, которым
должна будет в будущем отвечать та или иная продукция? Ответ на этот
вопрос можно получить только по результатам сложнейших научно-исследовательских
работ и опытно -конструкторских разработок (НИР и ОКР). Это огромные
деньги. И - время, особенно в те времена, когда компьютеров в помине не
было. Потом еще требуется немало времени на процедуры согласования,
утверждения и введения разработанных стандартов. А жизнь «за окном» не
стоит на месте, и бывало так, что только рожденный стандарт оказывался
устаревшим. Вовремя ротировать, пересматривать стандарты,
исчисляемые тысячами, не удавалось. Чтобы поспевать, в день введения
нового стандарта, надо было начинать разработку стандарта следующего
поколения. На этот нескончаемый «бой с тенью» не хватало ни средств, ни сил!
Поэтому «пенсионный» возраст большинства действующих стандартов всегда
был предметом острейшей критики стандартизаторов. Была и другая «засада». Государственные стандарты (ГОСТы) «от корки до корки»
являлись обязательными для всех без исключений предприятий. И их
несоблюдение, как было начертано на каждом стандарте: «преследуется по закону,
вплоть до уголовной ответственности»! Как тут поступать с нормированием
требований по качеству?! Чересчур прогрессивные стандарты станут для основной
массы предприятий заведомо невыполнимыми… Стандарты с заниженными, усредненными
требованиями перестают служить эталоном… Назовем еще одну считавшуюся неразрешимой проблему. Речь о том, что в
одном изделии агрегатируются многие десятки узлов, деталей, материалов… Они
выпускаются по разной технической документации, разными предприятиями
разных отраслей. А чтобы испортить бочку меда, как известно, хватит и
единственной ложки дегтя.
КОМПЛЕКСНАЯ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Также стали нащупываться подходы к решению проблемы единого
«целеполагания» при производстве продукции разными соисполнителями. В этих
целях впервые в мировой практике отрабатываются принципы комплексной
стандартизации, позволяющей в целях обеспечения качества конечного
продукта координировать действия всех участвующих в его производстве
исполнителей, взаимно увязывая требования к сырью, материалам, комплектующим,
техническим средствам производства, методам подготовки и организации
производства и др. ОПЕРЕЖАЮЩАЯ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
Наконец, также впервые именно в нашей стране появляется
опережающая стандартизация. Стандарты с перспективными показателями. То
есть те, что помимо обязательных сегодня требований, содержат показатели
качества, на которые только предстоит перейти через определенное время. Таким образом, стандарты с перспективными показателями начали задавать тренд
повышения качества по группам однородной продукции, тем самым предоставляя
возможность заблаговременно начинать организационную, техническую и
технологическую подготовку к работе на перспективу на уровне обозначенных в
стандартах вызовов научно-технического прогресса. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯТогда же – опять повторимся, впервые в мировой практике – в
нашей стране создаются межотраслевые системы стандартов: Государственная
система обеспечения единства измерений (ГСИ), Единая система технологической
подготовки производства (ЕСТПП), Система разработки и постановки продукции на
производство (СРПП), Единая система конструкторской документации (ЕСКД),
Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система
классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК),
Система унификации изделий машиностроения и приборостроения,
Система стандартных средств технологического оснащения (оснастки и
оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов и
инженерно-технических работ), Система стандартов безопасности труда
(ССБТ). СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА
Разработка систем управления качеством продукции также
впервые была начата в нашей стране. Тех систем, которые спустя годы
бумерангом вернулись к нам в отточенной до совершенства форме систем
качества на базе международных стандартов ИСО. Первой стала Саратовская система организации бездефектного изготовления
продукции. В дальнейшем были разработаны, внедрены и успешно работали десятки
отраслевых и территориальных систем повышения эффективности и качества
продукции. В том числе, Московская комплексная система управления
качеством продукции, разработанная при организационно - методической поддержке
Московского центра стандартизации и метрологии (МЦСМ), как тогда назывался
Ростест-Москва. Наверное, словосочетание «впервые мире», упомянутое выше при перечислении
новаций Госстандарта, может вызвать недоверие. Или ассоциации с неуловимым Джо,
который, как известно, неуловим лишь по той причине, что никто его не ловит.
Отчасти это так. В странах рыночной экономики в таких механизмах управления
качеством необходимости в то время не было. Но только в то время. Но спустя
годы во всем мире стали популярными системы менеджмента качества, прообразом
которых были наши комплексные систему управления качеством. В ЕС вводятся
стандарты на продукцию с показателями качества. Не взамен, а в помощь рыночным
механизмам. Словом, созданная тогда государственная система стандартизации была полностью
приспособлена под плановое управление экономикой. И была органична.
Однако по мере продвижения к рынку и расширения предоставляемой субъектам
хозяйствования самостоятельности все более очевидными становились издержки
слишком жесткой централизации государственного регулирования экономики. Явно
избыточные государственные функции, требования и громоздкие процедуры не только
не способствовали, но и в определенной мере препятствовали повышению
качества продукции и обеспечению ее конкурентоспособности.
«ПУТЫ СТАНДАРТОВ» Стандарты стали в общественном мнении
олицетворять заскорузлость, неповоротливость административно - командной системы
управления экономикой и ее невосприимчивость к достижениям научно – технического
прогресса. Мы говорили выше, что был задействован механизм аттестации продукции по
категориям качества, экономически стимулирующий предприятия выпускать изделия с
показателями, выше установленных ГОСТами. Лучше – можно, хуже – нельзя! Существовали преференции и для производителей, осваивающих новую продукцию,
которая отмечалась индексом «Н» (новинка). Упомянули мы и ГОСТы с
перспективными повышенными требованиями качества, устанавливаемые по прогностическим
оценкам. Вместе с тем, вряд ли кто назовет те механизмы, полностью компенсирующими
отсутствие механизмов рыночных. Государственная система стандартизации изначально
создавалась для обслуживания плановой нерыночной экономики, и главная ее задача
как раз и состояла в том, чтобы в отсутствие реальной конкуренции поддерживать
определенный уровень качества. Однако в отсутствие рынка «сконструировать» механизмы, которые заменили бы
рыночные, естественно, не представлялось возможным. Качество оставалось главной
проблемой плановой экономики и во многом предрешило проигрыш СССР в экономическом
соперничестве с странами развитой рыночной экономики. СТАНДАРТЫ БЕЗ
КАЧЕСТВА
С переходом к рыночной экономике начинается форсированная
реализация политики гармонизации отечественной стандартизации с системами стран
развитого рынка. Логика реформы элементарна: производитель обязан обеспечить безопасность своей
продукции. И только! Что касается конкретных показателей технического уровня и
качества, то их должен регулировать рынок. Стандартизация конкретной продукции
сворачивается за ненадобностью: на том этапе было сочтено, что такие
стандарты нужны для поддержания уровня качества только в отсутствие рыночной
конкуренции. Недобросовестные товаропроизводители, не выполняя требований стандарта по
качеству, мошенничая с сырьем, бессовестным образом декларируют, что продукция
изготовлена именно по стандарту. И за такой обман никакой ответственности:
стандарты, ведь, добровольны! Демпингуя, они делают
неконкурентоспособной качественную, но более дорогую продукцию. Такие вот гримасы
конкуренции!
СТАНДАРТЫ ХХI ВЕКА
Но какими быть стандартам ХХI века? Какими быть, чтобы
стать дорогой к цивилизованному рынку, чтобы служить качеству? Это
установлено Законом "О стандартизации в Российской Федерации".
Принятие
нового закона о стандартизации во многом придало новый правовой смысл
национальной стандартизации. Напомним, в 2002 году многие аспекты
стандартизации оказались вне правового поля. В принятом тогда Федеральном
законе 184-ФЗ «О техническом регулировании» были установлены, в основном, нормы
к стандартам, которые являются доказательной базой выполнения технических
регламентов, т.е. только к тем, которые устанавливают требования безопасности
продукции.
Техническое регулирование, устанавливая
обязательные жизненно важные требования к продукции, обеспечивает свободу
торговли в глобальном мире. Это чрезвычайно важная функция стандартов!
Стандартизация - это унификация, взаимозаменяемость,
совместимость и оптимизация. Это единство измерений. Это,
конечно же, вопросы качества и конкурентоспособности продукции. Это едино
всеми понимаемая терминология. Это организация производственных
процессов. Это основанные на стандартах системы менеджмента. Это, наконец,
устранение технических барьеров в торговле.
Отвечает ли этим целям современный подход к
стандартизации, выраженный в ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»? В
ответ приведем лишь выдержку из Резолюции совместного заседания Коллегии
Росстандарта, Общественного совета при Росстандарте, Совета по техническому
регулированию и стандартизации при Минпромторге России и Комитета РСПП по
техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, посвященного
вступлению этого закона в силу:
«Вступление
в силу Федерального закона Российской Федерации от 29.06.2015 г. № 162-ФЗ «О
стандартизации в Российской Федерации» знаменует завершение первого этапа
перехода нашей страны к современной модели стандартизации, отличительной чертой
которой является совместная работа представителей промышленности и органов
государственной власти в сфере стандартизации, в том числе её финансирование на
паритетных началах.
В
связи с этим реализация ФЗ-162 должна стать не только действенной антикризисной
мерой, но и важным элементом государственной промышленной политики.
Принятие
закона «О стандартизации в Российской Федерации» создаёт благоприятные условия
для активизации участия бизнеса в национальной, межгосударственной и
международной стандартизации. Закон предоставляет инструменты эффективной
защиты национальных рынков от недобросовестной конкуренции и
фальсифицированной, опасной продукции».
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ
или ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ. ГДЕ ОНА, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА?!
Одна
из важнейших новелл закона – это применение ссылок на стандарты в
нормативно-правовых актах, по сути, делающая их обязательными.
Однако
печальный опыт периода абсолютной «добровольщины», когда аббревиатурой «ГОСТ»
маркировали продукцию, не имея на то и малейшего основания, все, кому не
лень, побудили внести в законодательство коррективы.
Теперь
в части обязательности стандартов в законе установлено: в случае публичного
заявления, что продукция соответствует ГОСТ, это заявление обязано
соответствовать действительности. Скажем, если на тушёнке или сгущёнке
написано, что она изготавливается по ГОСТ, то так тому и быть! Взялся за гуж –
не говори, что не дюж!
В
законе реализован принцип необязательности (добровольности) стандартов при
сохранении у государства возможности включения государственного регулирования в
этой сфере. В этих целях создан конкретный правовой институт — допустимость
ссылок на национальные стандарты в нормативных актах правительства и
нормативных актах ведомств.
Обратим
внимание на то, что ранее, с 2003 года было запрещено в Федеральных нормах и
правилах (ФНП) ссылаться на ГОСТ и ГОСТ Р. Это приводило к тому, что в
столь важных документах появлялись «провисающие» требования. Один лишь
пример, который был озвучен на одном из совещаний в Росстандарте: в
НП-068-05 «Трубопроводная арматура для атомных станций. Общие технические требования»
записано, что герметичность затвора запорной, быстродействующей и отсечной
арматуры должна соответствовать классам А, В или С, а номера документа (ГОСТ
или ГОСТ Р), в котором эти классы установлены… нет!
СТАНДАРТИЗАЦИЯ
ДЕЛАЕТ ПРОЗРАЧНЕЕ ГОСЗКУПКИ.
|