Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет
Фото

МЕТРОЛОГИЯ

ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ТЕЗАУРУС

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG var-2.JPEG zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

ДОБРОВОЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НАЦИОНАЛИЗИРОВАНА!

ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕРТИФИКАЦИИ -  К НАЦИОНАЛЬНОЙ

Из прошлого века в век настоящий

С 1 января 2017 года в РФ начался запуск Национальной системы сертификации. Принципиально новый этап в  деятельности по созданию эффективной системы подтверждения соответствия, история которой началась еще Госстандартом в СССР и насчитывает многие десятилетия. Чтобы понять особенности «момента», надо вспомнить, как все начиналось…

Введение в РФ в начале 90-х годов прошлого столетия обязательной сертификации было призвано нейтрализовать те риски для потребителей, которыми обернулись исчезновение хронического дефицита всего и вся и невиданное ранее товарное изобилие. Со вступлением в рынок  «вдруг» выяснилось, что  ранее столь недоступные и столь же желанные «заграничные» товары далеко не всегда качественны и даже безопасны. Особенно в условиях неокрепшего и незащищенного рынка!

К тому времени сертификация, давно ставшая правилом в странах  рыночной экономики, перестала и для нас быть полной «экзотикой». Во всяком случае, для специалистов.

Госстандарту еще в 1984-1988 гг.  предписывалось совместно с Министерс­твом иностранных дел и с участием других заинтересован­ных министерств и ведомств обеспечить  проведение работ, направленных на присоединение СССР к международным системам и соглашениям, или за­ключение соглашений с другими странами по сертифика­ции продукции. Без этой «стыковки»  далее становилось невозможным межгосударственное и международное сотрудничество.

Первым правовым актом в этом направлении стало постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1984 г. «О порядке сертификации продук­ции машиностроения». В перечень продукции, подлежащей сертификации, вошли легковые автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины, изделия электронной техники, бытовые электроприборы, быто­вая радиоэлектронная и звуковоспроизводящая аппара­тура, медицинские приборы и др.

Для осуществления поставленной задачи в 1986 г. было  при­нято «Временное положение о сертификации продук­ции машиностроения в СССР».

Вопросы сертификации нашли отражение в постановлении Совета Министров от 21 апреля 1988 г. «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам».

Постановлением Совета Министров от 17 октября 1989 г. «Об организационной структуре Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам» Госстандарту было поручено возглавить рабо­ту по созданию национальной системы сертификации продукции. Для этого предстояло сформировать сеть испытательных центров, соответствующих принятым в международной практике требованиям, что является обязательным условием международного признания результатов их деятельности. Также правительством поручалось Госстандарту создать условия для развития и надежного функ­ционирования сети центров аттестации производств и сертификации продукции, которые стали прообразом  позже появившихся органов по сертификации (ОС).

В начале 90-х  годов слово «сертификация», ранее известное разве что специалистам, выходит, что называется, на первые полосы газет: 7 февраля 1992 г. принят закон, имеющий важнейшее значение для оцивилизовывания дикого рынка  – закон  «О защите прав потребителей».

В числе комплекса мер, призванных гарантировать потребителям их права на безопасную и доброкачественную продукцию, закон вводил понятие «сертификация».
В переводе с латинского сертификация означает – «сделано верно». Строго говоря, сертификация – процедура подтверждения соответствия продукции или услуги определенным требованиям. Попросту говоря, сертификат на продукцию подтверждает, что она действительно отвечает тем требованиям, на которые вправе рассчитывать  потребитель ее приобретающий.

Требования к продукции содержатся в стандартах. Есть требования, выполнение которых производителем обеспечивает безопасность продукции, а есть требования, обеспечивающие ее качество. Во времена советской государственной стандартизации и те, и другие, был обязательны к неукоснительному соблюдению. Но, как известно,строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Особым качеством продукция «Made in USSR» не отличалась.

С переходом к рынку стандарты становятся добровольными. Регулировать  качество, как в эпоху государственной системы стандартизации СССР, требованиями «строжайшего соблюдения стандартов» в условиях рыночной экономики было сочтено архаизмом. Считалось, что рынок все рассудит и расставит по местам – качественное, не очень качественное и недоброкачественное.

Обязательными стандарты оставались только  в части показателей безопасности.  Смысл принятого тогда подхода к продукции  можно сформулировать так: качественной  продукция может и не быть, но безопасной быть обязана!

Закон «О защите прав потребителей» устанавливал, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами устанавливались требова­ния, обеспечивавшие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивавшие эту безопасность, под­лежат обязательной сертификации.

Речь, подчеркнем,  шла именно об обязательной сертификации, которая подтверждает безопасность продукции, то есть то, что та в пользовании не убьет током, при употреблении вовнутрь не отравит и т.д. и т.п.  

Что касается качества (надежность, ресурс, эксплуатационные показатели, эргономика  и др.), то оно оставалось «за скобками» обязательной сертификации.

Подтверждение продукции параметрам качества стало проводиться в формате добровольной сертификации. То есть  той сертификации, которая проводится по инициативе самих заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия их продукции формально необязательным требованиям по качеству.

Это означает, что в идеале на товар должно было быть два сертификата – обязательный и добровольный. Первый подтверждает его безопасность, второй – качество!

Но главным на  том этапе  для государства было, конечно,  обезопасить потребителей от недоброкачественной продукции.

С целью дальнейшего развития серти­фикации с учетом уже приобретенного опыта и изменений, происходящих в экономике страны стремительно, но не всегда в верном направлении, Госстандартом России был разработан специальный закон «О сертификации продукции и услуг», принятый 10 июня 1993 г.

Законодательно были установлены правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.
Госстандарт наделялся правами: формировать и реализовывать государственную поли­тику в области сертификации; устанавливать общие правила и рекомендации по проведению сертифика­ции на территории страны, публиковать официальную информацию о них; проводить государственную реги­страцию систем сертификации и знаков соответствия, публиковать официальную информацию о них; гото­вить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации; заключать в установленном порядке соглашения с международны­ми (региональными) организациями о взаимном при­знании результатов сертификации; представлять Рос­сийскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации в качестве ее национального органа.
 
Согласно закону обязательная сертификация должна была осуществляться в случаях, предусмотренных за­конодательством, а организация и проведение работ в этой области возлагались на Госстандарт и на другие го­сударственные органы управления.

Согласно закону не допускалась продажа товара, в том числе импортного, без информации о проведении обя­зательной сертификации и не маркированного в уста­новленном порядке знаком соответствия.

Спрашивайте сертификат!

Поскольку для широкого населения сертификация была делом абсолютно новым, в прессе была развернута активная кампания «Спрашивайте сертификат!», разъясняющая ее смысл, роль, значение и призывающая    потребителей   обязательно спрашивать у продавца сертификат на покупку! Особенно уговаривать людей не проходилось. Лучшим пропагандистом сертификации была статистика происшествий, вызванных потреблением опасной продукции, будь то продукты питания, детские игрушки, бытовая техника, носильные вещи…

Но чтобы сертификация заработала, предстояло сначала создать инфраструктуру – компетентные сертификационные центры.

Первые органы по сертификации создавались на базе ЦСМ Госстандарта, которые располагали необходимой  для исследований испытательной базой, фондами государственных стандартов (ГОСТов) и штатами профессиональных инспекторов по надзору за соблюдением стандартов. Практический опыт последних был очень важен, поскольку  сертификация подтверждала соответствие продукции  требованиям государственных стандартов.

Практическая реализация сертификации была возложена на создаваемые центры сертификации. В первую очередь на базе государственных учреждений Госстандарта РФ.

Ростест-Москва - государственное учреждение, подведомственное Госстандарту РФ и занимающееся государственным контролем за качеством продукции с начала 70-х годов, первым было аккредитовано как центр сертификации (орган по сертификации) по очень широкой номенклатуре продукции - продуктов питания, одежды, игрушек, продукции производственного назначения, производственного и технологического оборудования, приборов и измерительных систем, строительных материалов.
В отличие от подавляющего числа позднее аккредитованных органов, Центр сертификации Ростест-Москва располагал собственной испытательной базой, что предоставляло возможность выдавать сертификат на основе собственных протоколов испытаний. Это, во-первых, упрощало для заявителя процедуру сертификации по принципу «одного окна» (и испытания, и сертификация), а во-вторых, обеспечивало большее доверие потребителей к продукции, сертифицированной Ростестом.

Сертификация и ее демонополизация

Принципиальные изменения и дополнения были  внесены в практику сертификации в 1998 году законом «О внесении изменений и допол­нений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Функция сертификации была демонополизирована снятием, как говорилось в законе,  «неоправданных ограничений в участии органи­заций в работах по обязательной сертификации». Теперь к проведению работ по обязательной сертификации допускались организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.

Сертификация становится бизнесом. Причем, иметь собственную испытательную базу от  органов  сертификации не требовалось: предполагалось, что они «под задачу» будут  заказывать исследования  в имеющихся испытательных лабораториях.  Подтверждением соответствия могла заняться практически любая фирма, располагающая, что называется, хотя бы одним письменным столом.. И свои эксперты не нужны – подтягивались  по   совместительству. Вскоре многие эксперты-многостаночники умудрялись одновременно трудиться в 40-50 органах по сертификации. По вызову! Надо ли говорить, что участие таких экспертов в сертификации сводилась к предоставлению ими размашистой подписи. Их так и стали называть – «подписанты». А проведение испытаний «в целях оптимизации затрат» стало сводиться к предоставлению № протокола испытаний для его проставления в нужной графе сертификата.

Другое важное новация того времени   –  введение в дополнение к сертификации новой  формы подтверждения соответствия -  декларации.

Процитируем закон:
«Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом".

Надо сказать, что при всех своих немалых минусах и издержках, сертификация сделала свое дело, помогла навести элементарный порядок с безопасностью товаров на потребительском рынке. В 2000 году мэр Москвы Ю.М. Лужков, поздравляя коллектив Ростет-Москва со 100-летним юбилеем, особо отметил значение нашей деятельности  по сертификации: «Сотни москвичей, сам того не подозревая, избежали беды, благодаря ответственности  и  компетентности специалистов Ростест-Москва».

За эти годы на товарном рынке сложилась конкурентная среда. Были сформированы потребительские институты. Появилась дистрибьюторская и дилерская сеть. Начал действовать  общественный мониторинг безопасности и качества продукции. Требовательнее и грамотнее стал потребитель, ориентирующийся на приобретенный опыт и вызывающие доверие бренды.

Когда количество не переходит в качество

Одновременно шел процесс деградации обязательной сертификации, снижения ее качества и объективности. Расплодилось великое множество услужливых фирмочек, часто – «однодневок», не утруждавших себя собственно работой по сертификации, а, по сути, откровенно и на широкую ногу развернувших торговлю самими сертификатами без проведения каких-либо испытаний и соблюдения других «формальностей»! Привычной стала реклама типа «Сертификация за час!», «Сертификат с доставкой!»  и т.п.

Конечно, все это не могло не привести к девальвации самой идеи сертификации как механизма объективного подтверждения безопасности продукции. Требовался новый подход. Начало ему положила расчистка, предпринятая   вновь созданным государственным органом – Росакредитацией, которая который сейчас осуществляет контроль за этим сегментом бизнеса.  За различные  прегрешения были лишены аккредитации (права на деятельность) без малого  две тысячи компаний, работающих в области оценки соответствия продукции требованиям безопасности и качества. Много?! Да совсем нет! Это всего лишь десятая часть игроков, среди которых, нет сомнения, все еще куда больше, чем хочется, бесчестных.

Либерализовать не значит либеральничать

Сегодня очевидно, что ситуация начнет улучшаться только в том случае, если органы по сертификации начнут реально отвечать за свои заключения. Если будет  сформирована система жесткого судебного и государственного контроля за качеством и безопасностью продукции.

«Надо признать, что в целом традиционные инструменты госконтроля уже не работают в целях надзора за продукцией на рынке. – Таково мнение Руководителя Росстандарта, высказанное в интервью газете «Коммерсант» в начале 2017 года. -  Плановые или внеплановые проверки с предупреждением производителя далеко не всегда позволяют эффективно выявлять, устранять и предотвращать нарушения. Существующие законодательные ограничения для проведения государственных контрольных мероприятий и общее снижение контрольной нагрузки на бизнес не уравновешены адекватными мерами наказания для злостных нарушителей. К сожалению, даже в отношении серьезных правонарушений судебная практика идет по пути значительного снижения назначенных административных штрафов. В рамках совершенствования государственного контроля было бы правильным двигаться в сторону введения экономически обоснованных санкций в отношении нарушителей, соразмерных не только тяжести содеянного, но и размеру незаконно извлеченного дохода».

«Необходима системная работа контрольно-надзорных органов и деятельности правоохранительных органов, – продолжает глава ведомства. – Это необходимое, но недостаточное условие. Не меньшее  внимание необходимо уделять созданию условий для развития цивилизованного рынка и поощрению добросовестного поведения».

Как вернуть доверие

Перефразируя известную поговорку, можно сказать: береги доверие смолоду! Уж очень трудно вернуть однажды подорванное доверие. В полной мере это относится к добровольной сертификации качества.

Сколько сегодня так называемых добровольных систем сертификации, точно не скажет никто. Такие системы могут регистрироваться в уведомительном порядке, не представляя потом практически никакой отчетности о результатах своей деятельности. Государство как регулятор вообще не знает, что происходит после регистрации таких систем. А многие даже не регистрируются.

На данном этапе перезагрузки стандартизации Росстандарт  с Минпромторгом России ставят задачу «переосмыслить инструменты сертификации, создать современную инфраструктуру качества и предложить российским производителям, потребителям и ритейлерам авторитетную национальную систему сертификации, которой будут доверять все участники рынка».

Чтобы вернуть доверие к добровольной сертификации, необходимы прозрачные правила игры, четко прописанные процедуры подтверждения соответствия, публичная отчетность о результатах работы, открытые реестры результатов оценки соответствия, четкая идентификация и прослеживаемость сертифицированной продукции, надлежащий инспекционный контроль со стороны органов по сертификации.

Сертификация в Национальной системе предполагает обязательное проведение испытаний в аккредитованной лаборатории. Но чтобы получить право на маркирование продукции Знаком соответствия Национальной системы сертификации мало однажды пройти испытания и получить сертификат – «авторский» контроль за качеством будет осуществляться  органом по сертификации на всем протяжении  действия сертификата. Правилами сертификации предусмотрено, что в любой момент могут быть проведены  контрольные испытания образцов, отобранных на производстве или при реализации.

Национальная система сертификации создана Росстандартом, и это серьезное ведомство берет на себя за нее ответственность. Поэтому на начальном этапе проведение сертификации на соответствие национальным стандартам и соответствующих испытаний  будет доверено только органам по сертификации и испытательным лабораториям, созданным на базе государственных учреждений - ФБУ ЦСМ Росстандарта. У них есть возможности для объективной и полноценной экспертизы качества. И жестко спросить с них  проще!

Процесс перерождения пошел, и можно надеяться, что сертификация обретет те формы и наполнится тем содержанием, которые отвечают важности решаемых ею задач по подтверждению  безопасности и качества продукции и услуг.

НАЗАДНАЗАД