Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет
Фото

МЕТРОЛОГИЯ

ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ТЕЗАУРУС

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG var-2.JPEG transport transport zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

РОССИЙСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

В 2015 году мы отметили 90-летие Росстандарта и Российской стандартизации!

Знаковым образом эта веха в истории стандартизации совпала с принятием Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», который должен стать эффективным инструментом социально-экономического развития и формирования инновационного потенциала страны, модернизации экономики,  повышения качества продукции и ее конкурентоспособности, охраны окружающей среды, формирования условий для импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности и товарной независимости государства, укрепления его обороны.

Manturov.jpgМинистр промышленности и торговли (Минпромторга) Денис Мантуров в выступлении на коллегии Росстандарта по итогам работы ведомства в 2016 году оценил эффект от стандартизации в целом в 1 трлн руб. ежегодно – при том, что затраты государства на принятие более 13 тыс. национальных и межгосударственных стандартов составили около 4 млрд руб. за последние шесть лет.

Для толкования дефиниции «стандартизация» воспользуемся Руководством ИСО/МЭК 2:200:

«Стандартизация – деятельность, направленная на достижение  оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству».

Конечно, такое определение стандартизации известно разве что специалистам. Для большинства обычных людей стандарт – «Это когда все сходится»! Когда все правильно сделано. Качественно!

А.В. Абрамов, Руководитель Росстандарта.jpg


Руководитель Росстандарта Абрамов Алексей Владимирович:

 «Закон «О стандартизации в Российской Федерации» станет инструментом для раскручивания «маховика» отечественной промышленности»





Стандарт является продуктом гражданского общества. В разработку стандартов вовлечено огромное число экспертов, работающих в национальных и международных технических комитетах. Именно они являются основной силой стандартизации.

За 90 лет накоплен большой и конструктивный опыт стандартизации. Стандартизация помогла провести индустриализацию, создать вооружения, без которых не выиграть было войны… Помогла восстановить послевоенную экономику, добиться в последующем военного паритета с вероятным противником. Даже наши зарубежные партнеры признавали эффективность государственной стандартизации. Официальным тому подтверждением стало избрание Президентом Международной организации по стандартизации (ИСО) Василия Васильевича Бойцова – многолетнего руководителя Госстандарта СССР и главного создателя Государственной системы стандартизации СССР.

Но пришли новые времена. Новая экономика. Рыночная. Как пишет генеральный директор ФБУ «Ростест-Москва», доктор экономических наук В.Н. Бас в предисловии к учебно-практическому пособию «Стандартизация для малого и среднего бизнеса»: «В прежние  времена  стандартизация  носила специфический характер, поскольку была нацелена на обслуживание нерыночной экономики, и главная ее задача состояла в том, чтобы в отсутствие реальной конкуренции  госрегулированием поддерживать оптимальный уровень качества. Такой подход привел к зарегламентированности «всего и вся», в результате чего в обществе стало складываться превратное отношение к стандартизации, что сказалось на направленности начавшейся реформы». 

Но в реформах, как в медицине, важно – не навредить! Реформирование же «с шашкой наголо» советской стандартизации на первом этапе обернулось тем, что вместе с грязной водой чуть ли не выплеснули и ребенка. В смысле – стандарты.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации были установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».

Обязательными для исполнения стали технические регламенты, устанавливающие лишь требования по безопасности. А стандарты, которые у людей привычно ассоциируются с требованиями по качеству, были переведены в  категорию документов добровольного применения. Люди до сих пор не могут понять, на каком основании продукт  маркируется многообещающей аббревиатурой «ГОСТ», если к качеству оного никакого отношения не имеет?! Ответ простой – за несоблюдение документов добровольного применения наказание не предусмотрено! Вопреки известной поговорке: хоть груздем назовись, ничего не будет!

Словом, скоро стали очевидны издержки недооценки роли и значения стандартизации, как основы доказательной базы исполнения обязательных требований по безопасности, как фактора модернизации производства и внедрения инновационных технологий, как инструмента управления  качеством.

Задачи, вставшие перед стандартизацией в контексте необходимости инновационного развития страны, модернизации экономики, повышения качества жизни, охраны окружающей среды, образования Таможенного союза обусловили необходимость разработки новой Концепции развития Национальной системы стандартизации. И она было разработана. С учетом 20-летнего опыта рыночной экономики.

Одобренная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 года № 1762-р Концепция была положена в основу проекта Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», который законодательно закрепил решение обозначенных выше проблем.

«Стандарты в инновационной сфере – это индикатор ее зрелости, они должны стать частью культуры промышленной и экономической».
П.Б. Шелищ, Председатель Союза потребителей РФ

В ЕС и США стандарты являются основным аргументом доказательной базы в нормативно-правовых отношениях.

ПОЧЕМУ ФЗ «О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ» ОКАЗАЛОСЬ  МАЛО?

Руководитель Росстандарта Алексей Абрамов отвечает на такой вопрос следующим образом: «… Мы больше десяти лет жили по правилам только технического регулирования и воспринимали стандартизацию как элемент технического регулирования. Но техническое регулирование – лишь одна из областей применения стандартов, и не самая основная. Мы продолжаем обеспечивать задачи технического регулирования, как национального, так и наднационального в рамках Евразийского экономического союза. Но мы считаем, что передовые государства – если они заинтересованы в будущем в развитии отраслей промышленности, в развитии секторов экономики, – должны думать о стандартах, не только связанных с минимальным уровнем безопасности, но о тех, что позволят предприятиям развиваться».

Строго говоря, национальная система стандартиза­ции и система технического регулиро­вания отличаются между собой по сфе­ре регулирования, целям, принципам, участию государства, перечню доку­ментов систем, составу и роли участни­ков, механизмам функционирования, формам международной деятельности.

Роль стандартиза­ции и задачи, которые она решает,  шире области технического регулирования. Это и социально-экономи­ческие, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилакти­ческие меры, меры в области охраны труда, профилактики заболеваний че­ловека, оказания медицинской помо­щи, а также охраны почвы, атмосферно­го воздуха, водных объектов и др. Один лишь пример новых трендов стандартизации – национальный стандарт «Оценка опыта и деловой репутации субъекта предпринимательской деятельности».

Предмет регулирова­ния Закона «О стандартиза­ции в РФ» – правоотношения, возникающие при осуществлении дея­тельности по стандартизации: задачи и принципы государственного управле­ния в сфере стандартизации, полномо­чия федеральных органов исполни­тельной власти и других участников деятельности по стандартизации, структура национальной системы стан­дартизации, организация разработки документов по стандартизации, изда­ние, распространение и применение документов по стандартизации, формы международного сотрудничества в об­ласти стандартизации.

Объекты стандартизации: продукция, услуги, работы, процессы, системы менедж­мента, персонал, терминология, мар­кировка, информация и др.

В законе отражены положения, определяющие структуру национальной системы стандартизации и ее основные понятия, функции участников, вопросы планирования и разработки национальных стандартов, приоритетное применение национальных стандартов при решении социально экономических задач и др.

Национальная система стандартизации должна стать фундаментом, на который опираются: система технического регулирования, а также системы регламентации промыш­ленной безопасности, ядерной и ради­ационной безопасности, экологической безопасности, система администра­тивного и муниципального управления, система поддержки государственной социально-экономической политики, включающая развитие качества и кон­курентоспособности продукции, работ и услуг, управление социальной сфе­рой, охрану труда и здоровья, сбереже­ние ресурсов, системы управления от­раслями экономики, системы обеспе­чения обороноспособности и мобили­зационной готовности к ЧС.

СТАНДАРТЫ – ДОКУМЕНТ КОНСЕНСУСА

Принятию закона предшествовало широкое публичное обсуждение законопроекта. Самое активное заинтересованное участие в дискуссии приняли крупные российские компании нефтедобывающей, трубной промышленности, железнодорожного транспорта, а также малый и средний бизнес, предпринимательские объединения. В процессе обсуждения было предложено более 800 поправок, около половины которых приняты. Общее мнение можно сформулировать так: закон учитывает ключевые запросы бизнеса и отвечает острым вызовам в экономике. Промышленность, бизнес, экспертное сообщество поддержали принятие закона в согласованной редакции законопроекта.

На данном этапе Росстандарт своей стратегической целью считает вовлечение российских компаний в проактивную стандартизацию на всех уровнях и, прежде всего, на межгосударственном и международном. 

Советские ГОСТы свое отработали. Стандарты ХХI века должны разрабатываться с участием бизнеса

Доля "советских" ГОСТов в фонде стандартов за последние пять лет сократилась с 75 до 43%. До 2025 года Росстандарт планирует в основном завершить модернизацию фонда стандартов, в том числе, заменить или отменить около 14 тысяч ГОСТов, принятых в советское время, а также разработать не менее 3 тысяч современных стандартов для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сейчас действующими являются свыше 33 тысяч ГОСТов, но в реальности они лишь частично востребованы промышленностью.

Решить проблему радикальной актуализации фонда стандартов должно вовлечение в процессы обновления стандартов бизнеса.  За последние 3 года доля стандартов, разработанных бизнесом, выросла с 7 до 15%. Это связывают, как с повышением открытости стандартизации, так и с субсидированием затрат разработчиков.

Пока субсидия выдается лишь на стандарты, поддерживающие техническое регулирование. Не менее, а, скорее даже, более важно, считают в Росстандарте, субсидировать стандарты для импортозамещения, оборонно-промышленного комплекса, экспорта и национальной технологической инициативы. Субсидирование стандартизации в секторах реальной экономики будет способствовать более ускоренному вовлечению бизнеса в эти процессы и осознанию бизнес-сообществом глубинных ценностей и целей, лежащих в основе формирования проактивной позиции в отношении этой важной области технического регулирования.

Предполагается (начиная уже с этого года) выделение специальной субсидии российским профильным компаниям на возмещение затрат, связанных с ведением секретариатов международных технических комитетов. Реализация комплекса намеченных мер, считается, позволит к 2020 году перевести большую часть работ по стандартизации на преимущественно частное или частно-государственное финансирование.

СТАНДАРТ КАК ПЛАНКА РАЗВИТИЯ

А зачем изобретать велосипед, когда можно прямо перейти на лучшие мировые стандарты? Глава Росстандарта Алексей Абрамов обозначил позицию национального органа по стандартизации и по этому, часто задаваемому  вопросу:
«Методологически неверно слепо копировать зарубежный опыт. Мы должны его учитывать, но должны и понимать наличие внутренних технологических ограничений в национальной экономике на импорт внешних наработок. Нашу промышленность, наше сельское хозяйство и другие отрасли экономики необходимо обеспечивать стандартами, которые последовательно позволят этим отраслям прийти к должному уровню оснащения, должному уровню организации технологических процессов.

Нельзя просто взять и ввести, например, европейский стандарт в какой-то области, не оценивая экономических рисков, которые могут быть. Можно просто убить работающего в этой области российского производителя, если сообщить ему, что с завтрашнего дня он должен отвечать этим требованиям. Но нельзя и бесконечно долго смотреть на использование устаревшего стандарта, рассчитывая, что без внешнего воздействия производитель решит сам вылезти из ямы. Очень многим нужно помогать не только деньгами, но в том числе и выставляя определенные планки развития. Стандарт – в том числе, такая планка».

НЕ НАДО ВЫДУМЫВАТЬ ВЕЛОСИПЕД

Глава Росстандарта также обращает внимание на такую вытекающую из закона о стандартизации новацию: «Это решение проблемы необязательности стандартов при сохранении у государства возможности включения государственного регулирования в этой сфере. Законом создан конкретный правовой институт в этой сфере — допустимость ссылок на национальные стандарты в нормативных актах правительства и нормативных актах ведомств. Законом определено: когда госведомство является в конкретной области экономической активности регулятором, оно может не придумывать ничего нового, а брать за основу национальный стандарт.

СТАНДАРТ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Известно, что вороватые чиновники  так наловчились  составлять технические задания на закупаемую продукцию, что единственно возможными ее поставщиками становятся близкие им фирмы. Теперь ситуация, будем надеяться, начнет меняться. Согласно поправкам к законодательству о госзакупках (ФЗ-44 и ФЗ-223), заказчик в документации о госзакупке должен при наличии соответствующего ГОСТа преимущественно ссылаться на его конкретные показатели. «Замутить» вопрос станет сложнее.

Цифровая экономика требует перевода на цифру всех национальных стандартов

Цифровая экономика диктует новые условия не только экономическим операторам, но и регуляторам. В ближайшей перспективе конкурентоспособность национальной системы стандартизации будет зависеть от ее адаптивности к новым запросам. Потребуется создание партнерской экосистемы в тесном сотрудничестве с корпоративными системами стандартизации, а также внедрение механизма fast-track для ускоренного принятия национальных стандартов. 

К  2020 году  Росстандарт поставил задачу завершить оцифровку в машиночитаемый формат XML всех действующих стандартов, принятых после 1991 года.

В целях повышения эффективности управления инфраструктурой стандартизации полагается целесообразным осуществить комплексную реорганизацию всех подведомственных институтов в области стандартизации и создание на их базе объединенного Национального института стандартизации.

Национальные стандарты. Не числом, а качеством!

Задачи  модернизации и устойчивого инновационного развития экономики обуславливают острую потребность в завершении работ по замене государственных стандартов, принятых до 1991 года. Сегодня доля «советских» ГОСТ уже сократилась с 75% до 43%. До 2025 года необходимо заменить или отменить около 14 тыс. советских ГОСТов, а также разработать не менее 3 тысяч современных стандартов для предприятий ОПК, что является одним из базовых условий увеличения объемов и повышения качества гражданского производства в «оборонке».

Разработка стандартов, тиражирующих лучшие современные практики, становится все сложнее и требует большего финансирования. Существенно повысить качество, оригинальность и востребованность стандартов в экономике и государственном регулировании должно принятое решение о сокращении объемов бюджетной разработки новых стандартов при одновременном увеличении стоимости разработки одного стандарта.

ОТ ЗАКОНА К ПОЛИТИКЕ

На основе Закона «О стандартиза­ции в Российской Федерации» должна быть выработана го­сударственная (национальная политика), регулирующая деятельность в сфере стандартизации. Такого рода политики (стратегии) в сфере стандартизации публично провозглашены в целом ряде развитых стран, в том числе США, Японии, Франции, а также Европейской экономической комиссией (ЕЭК).

Основными направлениями го­сударственной политики в сфере стандартизации должны стать:

  • мотивирование развития стандар­тизации в приоритетных для государства и общества областях
  • использование стандар­тизации для целей госзакупок, обеспечения обороноспо­собности и мобилизационной готов­ности;
  • использование стандар­тизации для обеспечения качества, безопасности для человека и окру­жающей среды;
  • развитие стандартизации как инструмента, альтернативного зако­нодательному  регулированию, в целях снижения административного давле­ния.

НАЗАДНАЗАД