История ФБУ «Ростест-Москва» – одна из страниц истории Росстандарта, демонстрирующая роль и значение стандартизации, метрологии и системной работы по качеству в формировании промышленного потенциала Москвы и защите москвичей от недоброкачественной продукции и недостоверных результатов измерений.
Московский центр стандартизации и метрологии (МЦСМ), в начале 90-х годов преобразованный в Ростест-Москва, был создан приказом Председателя Госстандарта СССР В.В. Бойцова 1 ноября 1973 года.
Это был период, когда все явственнее становилось то, что возможности дальнейшего преимущественно экстенсивного пути развития советской экономики исчерпываются. Интенсификация виделась, прежде всего, как тогда говорили, в коренном повышении качества, которое было ахиллесовой пятой ориентированной на количество, на «вал» нерыночной плановой экономики.
Понимая, что именно качество продукции в решающей степени предопределяет качество жизни в целом и в конечном счете служит тем критерием, по которому сравнивают эффективность рыночных и нерыночных экономик, советские руководители провозгласили борьбу за качество общенародной задачей. И главным оружием этой борьбы стали Государственные стандарты (ГОСТы), на каждом из которых было начертано: несоблюдение стандарта преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности. И преследовали!
Необходимость «диктатуры стандарта» была обусловлена стремлением каким-то образом сконструировать механизм, который бы в отсутствие рынка и рыночной конкуренции мог служить стимулятором производства качественной, конкурентоспособной продукции. Другими словами, стандартизация конкретной продукции и требование неукоснительного соблюдения стандарта были единственным средством, хоть как-то помогавшим государству в отсутствие рынка и товарной конкуренции госрегулированием поддерживать оптимальный уровень качества.
Госнадзор за соблюдением ГОСТов, которые жестко регламентировали обязательные для неукоснительного исполнения требования по качеству, осуществляли территориальные органы Госстандарта – центры стандартизации и метрологии.
Как это ни парадоксально, Москва к началу 70-х оставалась единственным из крупных индустриальных центров страны, где не было территориального органа Госстандарта СССР. Противодействие его созданию обосновывалось тем, что зачем, мол, ЦСМ в Москве, где расположен сам Госстандарт СССР, его Российское республиканское управление, институты? На это В.В. Бойцов на одном из высоких совещаний ответил: у семи нянек дитя без глазу…
Действительно, Москва, отнюдь, не была в тот период «флагманом качества», уступая лидерство в инициативности на этом поприще Горькому, Львову, Днепропетровску, Саратову, Ярославлю…
С точки зрения господствовавшей в ту эпоху партийно-общественной морали такое отставание в качестве было политически непозволительно для столицы. Поэтому Правительство СССР и партийное руководство Москвы в конце концов стали активно поддерживать предложение В.В. Бойцова о создании в Москве «образцового», «эталонного», «европейского уровня» центра стандартизации и метрологии.
Находящемуся «под боком» Госстандарта СССР Московскому ЦСМ по рождению суждено было стать своего рода рабочим полигоном для обкатки вырабатываемых методов управления качества с помощью стандартизации и метрологии. Именно здесь, на базе МЦСМ в последующем Госстандартом отрабатывались подходы к совершенствованию государственной аттестации продукции по категориям качества, комплексных и территориальных систем управления качеством продукции, госприемки, сертификации.
Первым директором стал Борис Сергеевич Мигачев, который к этому времени прошел хорошую школу работы в группе академика А.П. Александрова в Институте атомной энергии и Физико-энергетическом институте. Василий Васильевич Бойцов оценил наработанный претендентом опыт в создании образцов специальной приборной техники, проведении испытаний энергетических установок, узлов и агрегатов сложной атомной техники.
Как вспоминает Б. С. Мигачев, Василий Васильевич Бойцов лично участвовал в приеме проектной документации и подборе площадки для строительства центра, собственноручно вбил первый колышек, внимательно следил за ходом строительства, оснащением метрологических и испытательных лабораторий, комплектованием знающими и инициативными кадрами. И всегда приходил на помощь!
Начинать же работу пришлось, не дожидаясь хороших времен, в кое-как поначалу оснащенных лабораториях, ютившихся по 23 адресам в плохо отапливаемых подвальных помещениях, совсем непригодных для хранения эталонных средств измерений.
Несмотря на трудности роста, МЦСМ быстро стал заметной, авторитетной и влиятельной организацией. Не столько благодаря официальному надзорно-контрольному статусу, сколько в результате признания той реальной поддержки, которую «Московский центр качества» (как тогда московская пресса окрестила МЦСМ) начал оказывать московским предприятием в их деятельности по повышению качества выпускаемой продукции.
На организационной базе и под методическим руководством МЦСМ разрабатывается Московская комплексная система управления качеством продукции, которая работала не только на «бумаге», по отчетности.
В скором времени Москва вышла на лидирующие позиции по объемам продукции, удостоенной Высшей категории качества (Знака качества). Именно тогда рождается слоган: Московское – значит отличное! И это далеко не всегда было преувеличением. Продукция московской марки пользовалась устойчивым повышенным спросом, благодаря именно своему «столичному качеству»!
В 1980 году МЦСМ получил международное признание: решением Международного олимпийского комитета (МОК) на МЦСМ были возложены обязанности метрологического обеспечения Московских олимпийских игр. Московские метрологи с честью справились с почетным и ответственейшим поручением, не дав ни малейшего повода усомниться в объективности, точности и достоверности регистрируемых результатов соревнований.
Однако по мере продвижения страны к рыночной экономике государственная система стандартизации стала подвергаться все более острой критике. И это было естественно: какова экономическая модель – таковой должна быть и стандартизация. Система стандартизации, созданная под командно-административную и планово-распорядительную экономику, никак не отвечала реалиям рынка.
Начался поиск новой модели стандартизации, и этот крайне болезненный процесс, как для учреждений Росстандарта, так и для экономики страны в целом, затянулся на долгие годы.
Инвестиции в метрологию - это инвестиции в качество. В завтра! Это не короткие деньги. Чтобы оценить эффективность этих вложений, нужно быть руководителем, связывающим свое преуспевание со своим предприятием в длительной перспективе.
«Капитаны производства», сформировавшиеся в эпоху административно-командных принципов управления, привыкли к тому, что к метрологии их обязывает главным образом «карающий меч» Госстандарта. Вполне естественно, что либерализацию государственного метрологического надзора и снижение его объемов многие руководители истолковали как начало некоей вольницы: быстро было подсчитано, что каждое из 3,5 миллионов предприятий инспектор госнадзора посетит лишь один раз в… 13 лет! В результате, те, кто видели мотивацию к метрологии лишь в госнадзоре, не замедлили существенно ограничить деятельность по метрологическому обеспечению производства.
Коллектив Ростест-Москва в полной мере ощутил экономический пресс затянувшегося и не всегда логичного формирования новой системы технического регулирования к началу «нулевых», когда сводить концы с концами становилось все тяжелее. Ветераны вспоминают, что даже психологически было крайне тяжело работать с ощущением невостребованности, ненужности ценнейших знаний, опыта, информации.
Василий Васильевич Бойцов все эти годы не переставал интересоваться судьбой своего детища В одно из последних своих посещений, осмотрев приходящее в упадок здание, ветшающие помещения, лаборатории с устаревающими эталонами и испытательным оборудованием, неожиданно успокоил, ссылаясь на свой опыт деятельности в статусе Президента ИСО: нет в мире ни одной успешной рыночной экономики без четкой и уважаемой стандартизации, без метрологии. Без системной работы по качеству!
Эти слова Патриарха тогда поддержали коллектив, но понадобились еще долгие годы, прежде чем Росстандарт и вместе с ним Ростест-Москва начали обретать свое место в системе координат рыночной экономики.
Этап реальной адаптации Ростест-Москва к рыночной экономике начался, когда ответственность за дальнейшую судьбу организации взял на себя Виталий Николаевич Бас. Хороший инженер и организатор производства. Опыт работы в должности начальника цеха Московского станко-инструментального производственного объединения «Красный пролетарий», помноженный на приобретенный в новых экономических условиях опыт банковской и финансовой деятельности, позволил ему по новому, с позиций менеджера взглянуть на проблемы, стоящие перед организацией.
На первом же совещании новый генеральный директор прервал дежурные сетования руководителей подразделений на «непродуманные» реформы и незаинтересованность промышленности в стандартизации и метрологии: мы в рынке, и мы не можем ждать, когда предприятия, ранее агитируемые к метрологии, прежде всего, госнадзором, осознают, что соблюдение метрологических норм - важнейшее условие качества и непременное условие конкурентоспособности. То есть требование рынка!
Понимая, что рыночное продвижение услуг по метрологии связано с тем, как скоро предприятия осознают инновационность метрологического обеспечения производства и окупаемость требуемых затрат, метрологи пошли «в народ».
Была проведена масштабная информационная кампания. На семинарах, в личных контактах, на переговорах, при каждом удобном случае метрологи разъясняли, что предприятия без метрологии будут просто-напросто не в состоянии перейти на принципиально новые документы в статусе закона РФ – технические регламенты, формулирующие нормы безопасности к параметрам продукции и базирующиеся на измерениях. Как следствие, их производственная деятельность будет квалифицироваться, как не соответствующая требованиям российского законодательства.
Одновременно была начата структурная реформа, переориентировавшая метрологический комплекс на направления деятельности, наиболее востребованные в условиях перехода экономики на инновационный путь развития: «Метрология ресурсосбережения», «Метрология и энергоэффективность», «Метрология промышленной безопасности», «Метрология и здоровье человека», «Метрология цифрового телевидения» и др.
В целях организационно-технического обеспечения вышеназванных направлений деятельности была проделана большая работа по модернизации эталонной и испытательной базы, освоению и внедрению большой номенклатуры современного эталонного оборудования, ротации, омоложению и профессиональной переподготовке кадрового состава. На базе метрологического комплекса Ростест-Москва начала работать учебная кафедра «Повышение квалификации специалистов метрологических служб» Московского института экспертизы и испытаний (ФГБОУ ДПО «МИЭИ»). Впервые в формат профессиональной подготовки было введено ознакомление с основами маркетинга, менеджмента, мониторинга рынка, формирования ценовой политики применительно к деятельности в области метрологии.
В середине 2014 года с деятельностью Ростест-Москва ознакомился вновь назначенный Руководитель Росстандарта Алексей Владимирович Абрамов. Осмотрев все лаборатории, глава ведомства с удовлетворением констатировал высокий метрологический и технический уровень эталонной базы Ростест-Москва, отметив необходимость дальнейшего последовательного расширения номенклатуры метрологических услуг как одного из важнейших условий инновационного развития отечественной промышленности. При этом была поставлена задача форсированного развития метрологического обслуживания средств измерений и измерительных систем на месте их эксплуатации, в том числе с использованием парка подвижных лабораторий и специализированных автотранспортных средств.
Особое внимание руководителем Росстандарта было уделено совершенствованию условий труда и одновременно организации работы с клиентами, которым должны быть созданы комфортные условия пребывания на предприятии.
Часть поручений выполнена. Несмотря на вызванное кризисной ситуацией и внешнеполитическими факторами снижение импорта СИ и обусловленное им снижение спроса на метрологические услуги, объемы выполненных работ в 2014 году превысили уровень 2013 года. Это стало возможным благодаря правильно выбранным приоритетам проведенной модернизации эталонной базы и выверенной тарифной политике.
Значительно расширена номенклатура обслуживаемых СИ. Впервые была получена лицензия на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений. Дополнительно освоено техническое обслуживание и ремонт изделий медицинской техники, в том числе, такой сложной, как компьютерные томографы. В привлечении объемов работ сыграло свою роль форсированное развитие парка передвижных поверочных лабораторий и специализированных автотранспортных средств, количество которых доведено до 43 единиц.
Проведен ремонт 45 производственных помещений, что позволило значительно улучшить технологичность, комфортность и эргономичность 240 рабочих мест. При этом выполнены все требования, предъявляемые к хранению и содержанию эталонов.
Реализована программа по созданию комфортных условий для клиентов, оформляющих сдачу и получение средств измерений. К их услугам теперь охраняемая стоянка автотранспорта. Открыт дополнительный зал обслуживания клиентов. Функционирует зона отдыха и питания. Оптимизированы процедуры оформления СИ, минимизировано время обслуживания, оборудованы бесплатная телефонная связь и Wi-Fi, внедрена Система электронного управления очередью META-Q.
Максимальная информация об услугах Ростест-Москва представлена на официальном сайте, который ежедневно посещает до 3 тысяч человек. Практически по всем своим компетенциям ФБУ «Ростест-Москва» представлено в топ-10 поисковых систем.
Выполняя рекомендации Росстандарта по принятию мер к обеспечению открытости и информирования о своей деятельности общества, ФБУ «Ростест-Москва» активно работает над расширением своего присутствия в социальных медиа (социальных сетях) сети Интернет.
Решение задач, поставленных Росстандартом перед государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний на ближайший период и перспективу, обуславливают необходимость последовательно продолжать выход на новые уровни метрологических возможностей, правильно определять индикаторы развития, согласовывая их с прогнозными потребностями в точности основных потребителей метрологических услуг.
Одновременно важно глубже осваивать в применении к метрологии и испытаниям технологии маркетинга, логистики и иных направлений, обеспечивающих повышение производительности труда и коэффициента использования оборудования, снижение затрат на единицу продукции. Все это должно помочь и в дальнейшем в максимальной степени противостоять давлениям на тарифы и поддержать ценовую конкурентоспособность оказываемых услуг.
Принимая во внимание высокую социальную значимость деятельности учреждений системы Росстандарта, надо всячески содействовать дальнейшему развитию всех коммуникаций с обществом и СМИ для популяризации значения стандартизации и метрологии. Не только специалисты, но и самые обычные люди, что называется, на бытовом уровне сознания должны понимать, что соблюдение технических регламентов, стандартов и метрологических правил – важнейшее условие обеспечения прав, безопасности и качества жизни каждого из нас.