Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Публикации

Системы нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике НЕТ

08 октября 2012
Утвержденных в последнее время документов недостаточно для обеспечения надежности электроэнергетики и энергооборудования по целому ряду причин. О накопившихся проблемах в сфере нормативно-технического регулирования и рисках функционирования ЕЭС России, шагах по исправлению ситуации порталу SmartGrid.ru рассказывает директор направления по нормативно-техническим вопросам ФГБУ «Российское энергетическое агентство», д.т.н. Александр Джинчарадзе.

SmartGrid: Александр Константинович, как Вы можете охарактеризовать систему нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике?

Александр Джинчарадзе: К сожалению, можно сразу ответить на этот вопрос так: системы нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике нет.

РАО «ЕЭС России» создало НП «Совет рынка», которое решает вопросы экономического характера. Нормативно-технологической платформы в системе практически нет – организацию, которая бы решала соответствующие проблемы в области электроэнергетики, не сформировали ни РАО «ЕЭС России», ни Минэнерго РФ. Поэтому накопившиеся проблемы в электроэнергетической системе по надежности, безопасности, качеству, электроэнергоресурсосбережению только усугубляются, увеличивая риски функционирования ЕЭС. Это может привести к серьезным авариям на электростанциях.

SG: Какие проблемы в сфере нормативно-технического регулирования можете выделить?

АД: В настоящее время в электроэнергетике применяются устаревшие нормативно-технические документы и стандарты органов власти СССР и РСФСР, отраслевых институтов, а также документы РАО «ЕЭС России», разработанные много лет назад. Статус таких документов неоднозначен, поскольку часть из них носит рекомендательный характер, другие не прошли установленных процедур инкорпорирования в законодательство Российской Федерации. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется нормативно-техническими документами, перечень которых она сама утверждает ежегодно, что также не может быть признано правомерной практикой.

Возникает проблема легитимности отраслевой нормативно-технической базы, унаследованной от РАО «ЕЭС России». Отсутствуют процедуры принятия общеотраслевых стандартов и финансирования их разработки. Нет нормативных документов, регулирующих вопросы надежности и безопасности электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики в условиях рыночных отношений, вступления России в ВТО и участия в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и СНГ. Все это – чрезвычайно актуальные для отрасли вопросы, отраженные в протоколе совместного заседания научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС» и научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем.

Федеральные законы «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности объектов ТЭК», а также постановление правительства «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования», а также изменения к ним, упорядочивают отдельные сферы регулирования, функционирования, безопасности, надежности и качества единой энергосистемы России и объектов электроэнергетики. Но они не устраняют системных проблем электроэнергетики в целом, дублирования и прямого противоречия правовых норм, пересечения полномочий и сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти и т.д. Проблемы усугубляются значительным отставанием от Европейского союза и США в сфере стандартизации.

Анализ, проведенный специалистами ФГБУ «РЭА» и «ВНИИНМАШ» Росстандарта, показал, что уровень гармонизации с международными и европейскими стандартами составляет, в среднем, лишь 23% (в Германии – 91%; в ЕС – 72%). Поэтому в отрасли неэффективно действует система технического регулирования, в которой стандарты должны играть основную доказательную базу в нормативно-правовых отношениях, как это происходит в Европейском союзе и США. В Штатах действуют более 600 организаций по стандартизации, в том числе в области электроэнергетики, отдельно – комитет по надежности электроэнергетики с полномочиями установления обязательных требований в стандартах. У нас практически не функционируют многие технические комитеты по стандартизации, созданные более 10 лет назад по различным направлениям электроэнергетики.

Следует также отметить, что производство оборудования и приборов в области электроэнергетики в России сократилось приблизительно до 15%. Поэтому в условиях рыночных отношений закупка производится у разных зарубежных поставщиков в основном по низкой цене, а товар не отвечает требованиям надежности и качества. Необязательность выполнения национальных стандартов в условиях рынка, а иногда и их отсутствие, в том числе в сфере методов испытаний и измерений, делают такие госзакупки опасными для электроэнергетической системы в целом. Негативное влияние оказывает фактор старения основных фондов, несмотря на вводы новых энергомощностей. В связи с этим надежность электросетей понизилась, а риски – технические, технологические и экономические – постоянно повышаются.

Проблема надежности и безопасности электроэнергетических объектов стала особенно актуальной после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и взрыва на Баксанской ГЭС. Эти и другие тяжелые аварии на электростанциях, происшедшие ранее, показали, что в нашей стране не только технические причины приводят к катастрофам. Предпосылкой зачастую является отсутствие обязательных требований и государственных ограничений, соответствующих стандартов в эксплуатации опасных промышленных объектов, в связи с чем нет и персональной ответственности должностных лиц за нарушение технических нормативов.

Стоит отметить, что в нашей стране учеными «Научно-исследовательского и конструкторского института энергетики им. Н.А. Доллежаля» разработана современная управляющая система безопасности для подобных объектов с эффективной нормативной базой, составляющей основу технологической платформы безопасности и соответствующей надежностью в эксплуатации. Такую технологию целесообразно использовать в управлении ТЭС и др. Система предполагает реализацию комплекса организационных и технических мер защиты на всех этапах жизненного цикла: разработка, изготовление, внедрение, эксплуатация, модернизация. Из всего многообразия направлений обеспечения функциональной безопасности в области управляющих систем энергетических установок внимание уделяется, прежде всего, двум важнейшим взаимосвязанным аспектам:

  • использованию при проектировании «директивных» принципов обеспечения функциональной безопасности;
  • обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла.

SG: Какие меры по налаживанию ситуации в системе нормативно-технической документации принимаются? Насколько они результативны?

АД: За последнее время был утвержден ряд нормативных документов. Однако принятые к 2011 году меры нельзя считать достаточными для обеспечения надежности электроэнергетической системы и энергооборудования по следующим причинам:

  • надежность, как важнейшая нормативно-техническая характеристика, не является обязательной и учитывается при конкурентном отборе мощности на оптовом рынке, а также на конкурсе инвестиционных проектов; штрафные санкции за недопоставку мощности электроэнергии недостаточно стимулируют повышение надежности генерации;
  • отсутствуют система стандартизации в отрасли и соответствующий организационно-методический институт, в связи с чем проведение работ по созданию нормативно-технических документов не скоординировано;
  • нет отраслевой нормативно-технической базы и даже концепции и программы работ по стандартизации в отрасли;
  • отсутствует регламентация отраслевых нормативно-технических документов и правил их утверждения, в том числе обязательных по проектированию и закупке энергооборудования, необходимых для обеспечения надежности и энергобезопасности;
  • стимулирование готовности энергооборудования не способствует предупреждению аварий, поскольку внеплановый ремонт снижает готовность и приводит к уменьшению платы за мощность не только для данного участника, но и для группы участников, поставляющих мощность в рамках соглашения.

В 2011 году Минэнерго России планировало внести изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» – наделить правительство РФ или уполномоченные им федеральных органы исполнительной власти полномочиями по:

  • утверждению технологических правил работы электроэнергетических систем;
  • ратификации правил планирования и проведения ремонта объектов электроэнергетики;
  • утверждению правил эксплуатации объектов электроэнергетики;
  • осуществлению государственного контроля за соблюдением указанных требований, а также правил организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Эти предложения были отражены лишь частично при внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике» в следующей формулировке: «утверждает правила технологического функционирования электроэнергетических систем».

Однако в этом решении имеется и недостаток – согласование и утверждение на уровне правительства любых, даже непринципиальных изменений.

SG: Насколько гармонизованы российские стандарты в сфере электроэнергетики с международными? Какая работа ведется в этом направлении?

АД: В настоящее время создается Единое экономическое и информационное пространство в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ на базе опыта Европейского союза и применения международных и европейских стандартов. Идет активная работа по подготовке и принятию технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также переход системы технического регулирования и стандартизации на межгосударственный уровень, обеспечивающий применение соответствующих стандартов в рамках совета по стандартизации СНГ, с учетом гармонизации с международными и европейскими стандартами.

В таких условиях крайне необходимо создание целостной системы нормативно-технического обеспечения по функционированию, безопасности, надежности и качеству Единой энергетической системы России. Такая система должна учитывать современные тенденции развития энергетики и интеграционные процессы в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и ВТО, что позволит обеспечить реализацию программы «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Поэтому в настоящее время группой ведущих специалистов в области электроэнергетики – экспертов разрабатывается концепция и программа работ по развитию стандартизации в области электроэнергетической системы с учетом концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года. Ранее такая работа не проводилась. Учитывая сложный межотраслевой характер проблем, необходимо в конце 2012 – начале 2013 года согласовать базовые принципы системы стандартизации в отрасли и механизмы реализации программы с учетом применения единых терминов и определений, гармонизированных с международными и европейскими стандартами ISO, IEC, CEN, CENELEC и документами ВТО.

Стандарты играют важную роль в решении системных проблем в области электроэнергетики, особенно по параметрам надежности, качества, безопасности и энергоэффективности системы электроэнергетики страны вообще и ее составляющих объектов в частности. Эти требования должны быть обязательными в национальных и отраслевых стандартах – как в США и Европейском союзе. Сейчас в России эти вопросы не решены.

Применение соответствующих общесистемных комплексов стандартов к процессам, оборудованию и их испытаниям, а также услугам, повысит надежность энергосистемы и значительно сократит расходы на эксплуатацию объектов и на систему в целом. Особенно это важно при развитии интеллектуализации электросетей. Интеллектуальные электросети имеют ключевое значение в процессе преобразования возможностей имеющейся системы энергопоставок с учетом:

  • сокращения выбросов парниковых газов;
  • увеличения выработки потребляемой энергии из возобновляемых источников энергии;
  • снижения потребления первичной энергии по сравнению с запланированным уровнем путем повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, обеспечения высокого уровня надежности, качества и рентабельности электроснабжения в условиях открытого рынка.

Поскольку инвестиции в электрогенерирующие и сетевые инфраструктуры являются сферами долгосрочной доходности, они требуют стабильного развития нормативно-технической базы. Для достижения целей в энергетике необходим новый глобальный подход к производству, передаче, распределению, измерению, поставкам, накоплению и хранению, а также потреблению электроэнергии. Потребуется широкомасштабное внедрение систем стандартизации по интеграции разных инновационных технологий. Стандарты энергоэффективности станут общим вектором развития, спрос – существенным фактором в энергосистемах, возрастающая электрификация транспорта станет одной из стратегических задач.

При этом должны быть определены строгие технологические требования, изложенные в стандартах и других НТД, к взаимодействию широкого спектра областей (таких как эксплуатация электросети, автоматизация сети, управление распределенными энергоресурсами, промышленная автоматизация, автоматизация зданий и жилых строений, услуги, интеллектуальный учет), предусматривающие высокий уровень согласованности, надежности, защиты данных и конфиденциальности, а также рентабельности. Необходимо учесть, что все эти области и степень их интеграции в единую взаимосвязанную систему также находятся на разных стадиях развития.

Внедрение и развитие стандартов, в том числе IT-технологий, значительно увеличивают оперативность управления электросетями, надежность, качество и безопасность работы, повышают энергоэффективность, а следовательно, существенно уменьшают экономический риск.

Необходимо упомянуть, что в условиях рынка стандарты оказывают положительное влияние на развитие промышленности и бизнеса. При взаимодействии поставщиков и потребителей национальные и отраслевые стандарты становятся главными инструментами улучшения показателей продукции, снижения расходов на бизнес-операции и оценки возможностей развития рынка. Особенно это касается сферы госзакупок.

Исследования, проведенные экспертами в Европейском союзе, показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от работ по стандартизации на базе гармонизированных стандартов ИСО, МЭК и Европы в целом составляет более 1% от валового внутреннего продукта. Опыт компаний ЕС показывает, что вложения в стандарты дают на 1 евро до 20 евро прибыли. В Великобритании вклад технологических преобразований в ВВП составляет около 50%, при этом вклад стандартов в сами технологические преобразования составляет более 25%. Германия получает ежегодный экономический эффект от стандартизации на сумму около 18 млрд евро.

Активное применение национальных и отраслевых комплексов стандартов, гармонизированных с международными и европейскими, обеспечит снижение энергоемкости ВВП более чем на 5%.

SG: Как Вы можете оценить нормативно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения и энергоэффективности?

АД: Так же, как и в области электроэнергетики. Проблемы практически одинаковы, и усугубляются они необязательностью выполнения строительных стандартов – СНиПов – и недостаточным обеспечением контроля и надзора за строительством сооружений и зданий.

SG: Какая работа идет в этом направлении? Какие есть трудности, что предстоит сделать в ближайшее время?

АД: Результаты анализа важнейших вопросов целесообразно изложить комплексно. Чтобы решать проблемы развития нормативно-технического обеспечения в области энергоэффективности и повышения энергосбережения зданий и сооружений в ближайшие годы, необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • обеспечить однозначное понимание объектов технического регулирования и стандартизации продукции, работ, процессов и услуг на основе разработанных справочников-словарей унифицированных терминов и определений;
  • гармонизировать необходимые национальные стандарты с международными и европейскими, являющимися доказательной базой нормативно-технического обеспечения в процессах управления и реализации проектов, и внедрить их;
  • разработать и ввести единый классификатор зданий и сооружений, позволяющий разработать стандартизованные показатели энергоэффективности и методов расчетов, в том числе для различных зданий: жилых, жилых со спортивным комплексом и гаражами, стадионов, театрально-зрелищных комплексов, «умных» домов и т.д., а также зданий, отапливаемых с помощью ТЭС, бойлеров здания, бойлеров на каждую квартиру, с помощью возобновляемых источников энергии и т.п., учитывая географические и климатические условия;
  • подготовить в соответствии с классификатором зданий и сооружений: 1) единые типовые показатели энергоэффективности и индикаторы оценки, приняв в расчет комфортности проживания; 2) стандартные методы расчета энергопотребления и энергоэффективности зданий с учетом всех инженерных систем; 3) стандарт на паспорта зданий и сооружений, уделяя внимание возобновляемым источникам энергии;
  • разработать эффективные унифицированные методы испытаний оборудования в различных зданиях и сооружениях в соответствии с вышеописанными пунктами, а также реестр контрольно-измерительной аппаратуры для учета энергоносителей, энергопотребления, теплопотребления, воды и т.д.;
  • регулярно проводить мониторинг энергообеспечения и энергоэффективности зданий и сооружений и разрабатывать планы по совершенствованию энергоэффективности и энергоресурсосбережению;
  • создать хранилище данных нормативно-справочной информации, в том числе результатов мониторинга, анализа, статистики и инновационных инженерных решений в процессах изыскания, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, т.е. по всему жизненному циклу;
  • создать индикаторы и методы экономических расчетов, стимулирующие внедрение инновационных решений и альтернативных источников энергии для максимального повышения показателей энерогоэффективности, энергосбережения и минимального выделения СО2.

Безусловно, для реализации этих планов необходимо создать эффективно действующий организационно-методический институт по нормативно-техническим вопросам.

SG: Как Вы оцениваете процесс внедрения энергоэффективных технологий в российских компаниях и учреждениях?

АД: Внедрение энергоэффективных технологий осуществляется крайне медленно и некомплексно. Положительными примерами решения проблем могут являться реконструкции старых и особенно строительство новых зданий и сооружений в ЕС – в Германии, Норвегии, Дании, Швеции и др. В этих странах работа ведется в соответствии с нормами и правилами (стандартами) на основании директив и регламентов ЕС. Аналогично происходит в США. Ни в Европе, ни в Штатах, в рыночных условиях работать на важнейших и сложных социально-бытовых объектах, не выполняя требования стандартов, особенно по безопасности, надежности, энергоэффективности и качеству не станет никто.

В нашей стране, к сожалению, другая ситуация. ФЗ РФ не соответствуют современным требованиям с учетом опыта ЕС и США и не способствуют выполнению требований надежности, безопасности, качества и энергоэффективности. А закон «О техническом регулировании» многие годы является откровенно вредным, тормозящим развитие конкурентоспособной продукции и услуг в России.

SG: Весной Минэнерго жаловалось на низкое качество предоставленных энергопаспортов и неквалифицированных энергоаудиторов. Как сейчас обстоят дела в этой сфере? Что делается для повышения качества работы?

АД: Как я уже отметил ранее, необходимо разработать классификатор зданий и сооружений, а в соответствии с ним – эффективные паспорта. С моей точки зрения, в настоящее время энергоаудиторы в СРО – достаточно профессиональные специалисты, которые не только фиксируют, но и анализируют состояние, дают рекомендации и могут совершенствовать процессы на объектах. Проблема часто заключается в отсутствии желания у собственника здания проводить мероприятия по энергоэффективности и необязательности выполнения стандартов. Такая экономия потом очень дорого обходится государству и, естественно, людям. Часто говорят: «За безопасность, надежность и комфорт необходимо вовремя платить, за отсутствие их расплачиваться».

К этим же вопросам добавляются проблемы выполнения требований экологических стандартов, особенно в условиях вступления в ВТО.

SG: Вы являетесь одним из авторов книги «Анализ и перспективы развития нормативно-технического обеспечения в области энергетической эффективности в зданиях», которую НП «ИНВЭЛ» готовит к выходу в свет. Кому эта книга будет полезна?

АД: В этой книге представлены результаты анализа проблем и развития нормативно-технического обеспечения в Европейском Союзе, США и России в области энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений. Представлены основные законодательные акты ЕС по приоритетным направлениям энергоэффективности и энергосбережения, на конкретных примерах даны рекомендации по реализации нормативных требований по повышению энергетической эффективности зданий. Приведен сравнительный анализ нормативно-технического обеспечения в области энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений в Европейском Союзе и России. Сформулированы основные направления развития нормативно-технического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений с учетом управления проектами на основе применения комплексов стандартов CALS-технологий и СРПП и нормативно-технического обеспечения при создании моделей «Активный дом» и «Умный дом».

Эти результаты анализа будут полезны для специалистов в области электроэнергетики, застройщиков и экспертов по энергоэффективности зданий и сооружений, преподавателей и, конечно, для специалистов в области стандартизации и в сфере автоматизации процессов создания базы данных.