Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Публикации

"ПОВЕРЯТЬ, ЧТО ПОВЕРЯЕМО, ДЕЛАТЬ ПОВЕРЯЕМЫМ ТО, ЧТО ЕЩЕ НЕПОВЕРЯЕМО"

21 сентября 2012

ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний «Ростест-Москва» известно широкой публике, прежде всего, как экспертная организация в области качества. Но в основе деятельности «Ростест-Москва» лежит метрология.

Именно потенциал точнейших измерений во многом предопределяет высокое качество услуг по испытаниям и экспертизе продукции широчайшего ассортимента — от продуктов питания и детских игрушек до сложнейших видов производственно-технологического оборудования и измерительных систем. Сегодня наш собеседник — Генеральный директор ФБУ «Ростест-Москва» Виталий Николаевич Бас.


— Виталий Николаевич, если стандартизация, метрология и испытания, как это явствует из развернутого названия «Ростест-Москва», являются направлениями деятельности, то как бы вы сформулировали главную цель?

— Качество. Вот главная цель нашей деятельности. А средства ее достижения — стандартизация, метрология и испытания. Еще в 1970— 1980-е годы, когда государство всерьез обеспокоилось состоянием дел с качеством, именно на региональные центры стандартизации и метрологии была возложена организация работы по качеству. В Москве — на Московский центр стандартизации и метрологии (МЦСМ). Так тогда официально именовался «Ростест-Москва».

В те годы закладываются эталонная и испытательная базы, начинает формироваться корпус экспертов, отрабатываются подходы к системному управлению качеством, реализованные в нынешних системах менеджмента.

— Однако, несмотря на принимаемые тогда «кардинальные меры», лейбл «Made in USSR» на продукции, мягко говоря, гарантией ее качества так и не стал…

— Стандартизация и в условиях не рыночной экономики помогала поддерживать определенный уровень качества, прежде всего в оборонной промышленности. Но никакие механизмы, искусственно конструируемые на основе пусть даже самых изощренных и строгих стандартов, не могли в отсутствие рынка и реальной конкуренции адекватно заменить рыночные регуляторы качества…

Сейчас ситуация меняется. Мы видим это по возрастающей востребованности наших услуг в области стандартизации, метрологии и испытаний.

— Могли бы вы назвать количество приборов, сверяющих свой «шаг» по эталонам «Ростест-Москва»?

— На метрологическом обслуживании у нас более 20 тыс. предприятий! Единство, достоверность и точность измерений обеспечивают осуществляемые нами поверка и калибровка средств измерений, их испытания в целях утверждения типа, метрологическая экспертиза, аттестация оборудования, стандартных образцов и методик выполнения измерений. Основной вид метрологических работ — поверка средств измерений, то есть процедура подтверждения их метрологической пригодности выполнять соответствующие измерения с необходимой точностью. Поверка средств измерений проводится в их сравнении с эталоном. Количественный и качественный состав эталонной базы «Ростест-Москва» позволяет ежегодно проводить метрологическое обслуживание порядка 2,5 млн средств измерений!

— Мы привычно повторяем, что точные измерения — путь к новым знаниям, инновациям, высоким технологиям. Как в этом контексте вы прокомментировали бы предпринятое ограничение обязательной поверки сферой государственного регулирования обеспечения единства измерений? Это в то время, когда раньше обязательной поверке подлежали все без исключения технические средства, используемые для измерений…

— Такое решение абсолютно в логике перехода от административно-командной модели управления экономикой к рыночной. Четко определены сферы, где могут применяться только те средства измерений, метрологические характеристики которых подтверждены их поверкой. Это, прежде всего, там, где точность и достоверность измерений предопределяют безопасность продукции, услуг, работ, а также правильность учета и взаиморасчетов. К примеру, медицина, оборона, космос, авиация, транспорт, ЖКХ, экология, торговля…

Сегодня уже обычное дело — компаратор, позволяющий учесть массу чернильной точки на листке писчей бумаги. Такая и куда большая точность нужна во многих исследовательских процессах и производственных технологиях. Надо понимать, что поверка как процедура подтверждения метрологических характеристик используемых приборов нужна не проверяющим инстанциям. Результаты измерений — важнейшая информация о свойствах и состоянии объектов и процессов. Измерения с неверно учтенной погрешностью могут привести к критичным нарушениям технологического и производственного процесса… Обернуться забракованной готовой продукции… Чрезвычайной ситуацией… Стать причиной фиаско многотрудных научных исследований… Принимать решение о необходимости поверки должны метрологи. Беда только в том, что метрологов в минувшие годы реформ бездумно и безответственно сокращали, и требуемого уровня специалистов сегодня на предприятиях катастрофически не хватает.

— От ваших коллег приходится слышать, что секрет успехов «Ростест-Москва» в умении предугадать тренд спроса на метрологию и испытания. Как удается, что называется, держать руку на пульсе?

— Стремление человека к все большей точности бесконечно. Это одно из важнейших проявлений и, как сейчас говорят, драйверов эволюционного процесса. Галилео Галилей когда-то такой формулой обозначил путь к познанию: «Измерять, что измеримо. Делать измеримым то, что еще не измерено». В отношении метрологии эти ставшие крылатыми слова можно переформулировать так: «Поверять, что поверяемо. Делать поверяемым то, что еще не поверяемо». И «делать поверяемым то, что еще не поверяемо» мы должны не в ответ на спрос, а опережая его. Я бы даже сказал — формируя спрос. Такой опыт есть.

— Могли бы вы привести пример?

— Поверка, калибровка и испытания датчиков крутящего момента силы. Это словно про них сказано: «Мал золотник, да дорог!» Сфера применения этих датчиков безгранична: везде, где что-то «крутится-вертится»! От бормашины в зубоврачебном кабинете до двигателей, турбин, прокатных станов, буровых установок... Их качество — непременное условие обеспечения промышленной безопасности и инновационного развития всех видов транспорта, газо- и нефтедобывающей промышленности, атомной энергетики и многих других областей. Однако широкое применение современных датчиков крутящего момента силы импортного производства сдерживалось отсутствием в нашей стране возможностей их метрологического обслуживания. Теперь этой проблемы нет. С модернизацией госэталона и введением в эксплуатацию в «Ростест-Москва» образцовой установки DrehmomentService Dr. Peschel германского производства открыт путь самым последним датчикам крутящего момента силы!

— Как известно, нельзя объять необъятное. Наверное, нет и не может быть метрологической организации, располагающей эталонной базой на все случаи жизни. На каких  принципах строится у вас политика технического перевооружения?

— «Ростест-Москва» — крупнейшая организация практической метрологии России. Мы удовлетворяем спрос на метрологическое обслуживание по очень широкой номенклатуре средств измерений. Но чтобы выполнять эту задачу, нам приходится вкладывать в техперевооружение огромные средства! Причем это всегда довольно длинные деньги: в метрологии так не бывает, чтобы сегодня вы приобрели эталон, а на завтра он начал сторицей окупаться. Если мы хотим быть впереди, на эталонных позициях, а не плестись за спросом, то не должны рассчитывать на возвратность вложенных средств ранее, чем года через три. Как правило, таков цикл. Но этим затраты не исчерпываются. Значительных средств требует подготовка метрологических помещений, отвечающих требованиям, предъявляемых к содержанию эталонных средств измерений… Обучение поверителей на фирме, поставившей измерительное оборудование… Хранение, эксплуатация, сличения эталона…

— Какие направления метрологической деятельности, по вашей экспертной оценке, являются перспективными?

— Я бы обратил внимание на тенденцию роста стационарных и встроенных средств измерений и измерительных систем. Все больше таких измерительных приборов, транспортировка которых крайне нежелательна из-за их чрезвычайно высокой чувствительности. Часто прибор просто не может быть надолго изъят из технологического процесса. Метрологическое обслуживание таких средств измерений возможно только на месте их эксплуатации. Так что будущее во много за передвижными поверочными лабораториями и возимыми эталонами. Мы уже сегодня «на дому» обеспечиваем метрологическое обслуживание порядка 30 тыс. средств измерений.

— Не могли бы вы назвать проблемы, с необходимостью решения которых пришлось столкнуться в последнее время?

— Анализ функционирования системы менеджмента качества (СМК) выявил «пробку» на входе технологического процесса. Решая глобальные задачи модернизации технической базы, мы упустили из виду необходимость одновременного подтягивания системы информационного сопровождения основной деятельности. Это стало тем узким местом, которое мешало в полной мере реализовать технический потенциал. Hаши клиенты слишком много времени стали тратить на получение необходимой информации, оформление и согласование приемо-сдаточной документации, ожидание в очередях. Это с одной стороны. А с другой, многочисленные беспорядочные «прозвоны» клиентами лабораторий «не по адресу» отвлекали специалистов от выполнения прямых обязанностей.

Сегодня все необходимые клиентам сведения по всем направлениям деятельности представлены на официальном сайте «Ростест-Москва» системно и в полном объеме. Его посещаемость выросла с 800 человек в месяц до 1800 в день. Создан современный колл-центр. Группа специально подготовленных операторов-консультантов обслуживает до 400 информационных запросов в день. Все звонки регистрируются, ведется аудиозапись консультаций на случай конфликтных ситуаций. Сформировав оптимальный штат отдела приемки-выдачи средств измерений и внедрив систему электронного обслуживания в очереди, в «Ростест-Москва» свели к минимуму потери времени клиентами. В личном кабинете заказчики имеют возможность отслеживать ход выполнения работ. Мы сообщаем о новых технических регламентах и национальных стандартах, информируем о приобретаемых «Ростест-Москва» нормативных документах, освоенных методиках поверки и методах испытаний.

Количественный и качественный состав2.JPGТочность эталонов1.JPGТочность эталонов «Ростест-Москва» обеспечивает достоверность измерений при регистрации параметров технологических процессов, определении безопасности и качества продукции, состава и свойств сырья, веществ и материалов

Количественный и качественный состав эталонной базы Ростест-Москва позволяет ежегодно проводить метрологическое обслуживание порядка 2,5 млн средств измерений

 

— Зона ответственности «Ростест-Москва» как государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний — Московский регион. Означает ли это, что предприятия из регионов не могут воспользоваться вашими услугами?

— Как государственный региональный центр мы, конечно же, ориентируемся на потребности столицы. Однако при этом не считаем себя вправе отказывать в сотрудничестве предприятиям, которые нигде, кроме «Ростест-Москва», не могут получить необходимые им услуги в области метрологии и испытаний. Так, недавно нами введена в эксплуатацию единственная на сегодня в России мобильная установка EPRO ST300 по поверке трансформаторов напряжения 110— 750 кВ. Одним из первых объектов поверки стали трансформаторы напряжения (500 кВ) Пермской ГРЭС. Есть целый ряд эталонных средств измерений, испытательных стендов, которыми в РФ располагает только «Ростест-Москва», и они, конечно, должны работать в интересах всей страны. И работают!

Беседовала Ольга Тюшевская, специальный корреспондент журнала Business Excellence