Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Публикации

На всякий пожарный, или чтобы не пришлось звонить «01»!

Пожар легче предотвратить. Истина из разряда очевидных. Однако и дня не проходит, чтобы в Москве не произошло с десяток пожаров. И нешуточных! В целом Россия несет миллиардные потери от пожаров.
Специалисты рассчитывают, что с вступлением в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» ситуацию удастся изменить к лучшему. Об этом разговор с Председателем Совета директоров ЗАО «Специализированный учебно-производственный комбинат охраны труда и пожарной безопасности» (ЗАО СпецУПК»), Действительным членом Академии проблем качества В.С. БОЛЬШАКОВЫМ

— «Соблюдайте правила пожарной безопасности!». Кому не известна эта фраза? В законодательстве она широко используется как понятие, однако понимание достигается далеко не всегда. Беда в том, что эти правила были рассредоточены по многочисленным нормативным документам. Помимо федеральных и региональных законов они устанавливались стандартами и СНиПами, нормами и правилами пожарной безопасности, инструкциями и иными документами. На момент вступления в силу 1 мая 2009 года Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее-«Регламент») действовало более 2 тысяч различных нормативных документов, содержащих свыше 150 тысяч требований в области пожарной безопасности. Давно устаревшие документы стали сдерживающим фактором на пути внедрения современных технологий, другие дублировали друг друга, а то и вовсе вступали в противоречие. Как тут не случаться путанице! А ведь за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность! Надо ли говорить о том, что такая ситуация создавала и благоприятные возможности для коррупционных злоупотреблений… Вступивший в силу Регламент установил общие требования к обеспечению пожарной безопасности различных объектов экономики и видам деятельности людей и окружающей среды, а также к объектам защиты, продукции, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Требования этого основополагающего Регламента распространяются и на объекты защиты специального назначения, в том числе объекты военного назначения, объекты производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объекты уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объекты, расположенных в лесах.

Требования Регламента обязательны для исполнения при:

    - проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов;
    - разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;
    - разработке технической документации на объекты. Требования Регламента не распространяются на уже существующие здания, сооружения и строения, спроектированные и построенные до 1 мая 2009 года. Но это, разумеется, возможно лишь в случае, когда дальнейшая эксплуатация этих объектов не угрожает жизни или здоровью людей из-за возможного возникновения пожара. В случае отсутствия сигнализации, системы оповещения, эвакуационных выходов и соответствующей системы пожаротушения, собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться ими, обязан принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объектов в соответствие с требованиями Регламента.

Каждый объект в соответствии с Регламентом должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, включающую систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, а так же комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Цель первой — исключение условий возникновения пожаров, второй — защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Обязательный комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности должен исключить возможность превышения значений допустимого пожарного риска и предотвращать опасность причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

С вступлением в силу Регламента вся ответственность за состояние пожарной безопасности, усиление противопожарной защиты жизни и здоровья людей, а также материальных ценностей, за соблюдение требований пожарной безопасности персонифицирована и возложена на собственников объектов. Это с одной стороны. А с другой, собственники объектов получили право самостоятельно выбирать предпочтительные способы пожарной защиты. Выбрать приемлемый для собственника способ противопожарной защиты позволяет приведенная в документе классификация элементов обеспечения противопожарной защиты.

В соответствии с Регламентом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, а пожарный риск (мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей) не превышает установленных законом допустимых значений. Для населения это — одна миллионная, а для предприятий — одна десятитысячная.

Расчет пожарного риска широко используется во многих странах. В России понятие пожарного риска и определение на его основе перечня пожарных мероприятий, которые необходимо реализовать на конкретном объекте защиты, применяется последние десять лет.

Регламент предусматривает целый ряд форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. В том числе — современная независимая оценка пожарного риска (аудит), государственный пожарный надзор, декларирование, подтверждение соответствия и др. Таким образом, самому собственнику объекта предоставляется право по своему усмотрению выбирать форму оценки соответствия объектов установленным требованиям пожарной безопасности, скажем, воспользоваться ли услугами государственного инспектора пожарного надзора или пригласить аудиторскую компанию.

В процессе Аудита пожарной безопасности осуществляется независимая оценка соответствия объектов установленным требованиям пожарной безопасности (оценка пожарного риска) с проведением необходимых расчётов, а также подготовка заключения по результатам оценки и предложений по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Право на Аудит предоставлено коммерческим организациям, основной уставной целью которых является Аудита, аккредитованным в ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности МЧС России».

Министр МЧС РФ Сергей Шойгу так прокомментировал эту новацию в одном из интервью: МЧС предлагает вполне рыночный механизм, аналогичный финансовому аудиту. Само предприятие вызывает аудитора, получает полную картину безопасности и устраняет недостатки. Вместо того, чтобы взятками закрывать глаза государственным проверяющим. Из 5,4 млн. объектов в стране на этот рынок может быть отдано 5 млн. За МЧС останется только 400 тысяч самых крупных предприятий — ТЭЦ, ГРЭС, шахты, заводы».

Другая новая форма оценки соответствия — Декларация пожарной безопасности, основанная на расчетах по оценке пожарного риска и содержащая информацию о том, какие требования необходимо выполнить на подведомственном объекте для обеспечения нормативного значения пожарного риска. Декларация включает в себя либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник обязуется выполнить, либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый Регламентом уровень рисков.

Юридические лица — собственники объектов — до ввода их в эксплуатацию должны будут представлять в уведомительном порядке Декларацию пожарной безопасности. Если объект уже эксплуатируется на день вступления в силу Регламента, то Декларация предоставляется не позднее 1 мая 2010 года. Для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения Декларация не нужна. Не требуется Декларация для объектов индивидуального жилищного строительства высотой не более трех этажей. Контроль соблюдения требований Регламента на федеральном уровне будет осуществляться Департаментом надзорной деятельности. Ожидается, что принятый Регламент позволит сократить количество различных нормативных документов в 100 раз и привести нормативную правовую базу в области пожарной безопасности в соответствие с Федеральным законом «О техническом регулировании». В настоящее время МЧС РФ ведёт большую работу по сбору замечаний и предложений для совершенствования вступивших в силу 1 мая 2009 года правовых актов и нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности. Устранение избыточных технических и административных барьеров в области пожарной безопасности - одна из главных целей разработки Регламента.


• материал подготовлен для публикации в газете «Московский тест»