Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет

МЕТРОЛОГИЯ

ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ТЕЗАУРУС

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG var-2.JPEG transport transport zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

18.02.20132818

Фальсификация пищевой продукции

Потребительского рая  нет и «там»

В очередной раз нарвавшись на фальсификат, мы сетуем на наш никак не поддающийся цивилизации рынок. Но, оказывается, и на рынках, давно и устойчиво представляющихся в потребительском сознании наших соотечественников вполне цивилизованными и благопристойными, объемы «фальшака» год от года только растут.

Очередное тому подтверждение набирающий резонанс скандал на европейском потребительском рынке, имя которому – «конина под видом говядины». Наверное, «неправильно маркированная продукция» (к такому эвфемизму прибегают еврочиновники высокого ранга для обозначения откровенного и циничного факта фальсификации) не стала бы поводом для вселенского шума и, возможно, столь демонстративно оперативного задержания фигурантов ставшего столь резонансным дела, если бы не достаточно обоснованные подозрения в серьезной опасности таким образом фальсифицированных полуфабрикатов.

И первый напрашивающийся и за неимением ответа наводящий на серьезные подозрения вопрос: какой смысл в такой фальсификации, если конина заведомо дороже говядины?!

Близкие к ситуации источники информации высказывают предположение, что, скорее всего, на полуфабрикаты пошло бросовое мясо отправляемых на убой спортивных и тягловых коней. А коли животные изначально не предназначались на откорм для последующей реализации в качестве продукта питания, то нельзя исключить (точнее: необходимо предположить!), что их здоровье и функционал могли поддерживаться системным применением ветеринарных препаратов, небезопасных для здоровья человека. Во всяком случае, в некоторых пробах уже обнаружено вещество фенилбутазол. Канцероген!

Это еще и потому скандал на весь мир, что в условиях глобализации и свободного перемещения товаров неизвестно, где «аукнется» мошенничество – в какой стране обнаружатся фальсифицированные полуфабрикаты с «кониной вместо говядины»?

Не будь скандала такого масштаба, так бы и осталось мало замеченным исследование рынка независимой и авторитетной научной организации, именуемой Американский Конвент фармакопеи (USP). А оно стоит того, чтобы через призму его результатов взглянуть на проблемы с качеством на мировом рынке. Именно на мировом, поскольку агенты USP не ограничиваются США, а по всему миру отбирают пробы продуктов непосредственно в торговле для их последующего лабораторного анализа.

В минувшем году «глобальное пищевое мошенничество выросло на 60 процентов». Таков вывод USP, по результатам мониторинга мирового рынка, проведенного в 2012 году, констатирующего резкий рост мошенничества с продуктами питания. В мире в целом и в США в частности. По меньшей мере, 7% процентов продающихся в США продуктов питания имеют в своем составе фальсифицированные ингредиенты. Нормой становится продажа дешевых продуктов под видом высококачественных и дорогих. В зоне повышенного риска мед, чай и кофе, молочная продукция, оливковое масло, соки, специи и рыба.

Ниже мы предлагаем изложение исследования USP в версии издания «Мир новостей» от 16 февраля с.г. ( с сокращениями).
 «… индийские инспекторы выявили, что большая часть продаваемого в стране молока была разбавлена и насыщена опасными для здоровья (такими, например, как мочевина) или более дешевыми добавками. Теперь при покупке молочных продуктов рекомендуется смотреть, не вырабатывались ли они хотя бы частично из порошкового молока, поскольку, по данным американских экспертов, в молочный порошок сейчас часто подмешивают мальтодекстрин, или, попросту говоря, крахмальную патоку.

Производители молока в Южной Америке в прошлом году чуть ли не повсеместно заменяли молочный жир растительными маслами. Что же касается оливкового масла, которое недобросовестные производители любят разбавлять растительными маслами «низкого происхождения», то в Китае пошли дальше – начали добавлять в него отходы производства. В популярных специях найдены ядовитые красители, чаще всего ими подкрашивают перец чили и куркуму.

В индийский чай в прошлом году в еще больших масштабах, чем прежде, продолжали подмешивать крашеные опилки и сухую траву, остающуюся от стрижки газонов, именно от нее он приобретает характерный сладковатый привкус. В сыпучих продуктах то и дело находят песок, камешки и прочий мусор, целенаправленно подмешиваемый для увеличения веса товара даже в изделия уважаемых западных брендов. Поэтому, заваривая листовой чай какой-нибудь известной фирмы, всегда следует присматриваться к тому, что вы засыпаете в чашку.

Контролеры предупреждают и о масштабном мошенничестве с дорогим гранатовым соком. Тот, что стоит на полках сетевых супермаркетов, нередко разбавлен дешевыми соками вроде апельсинового или просто подслащенной водой. Выявлены также образцы полностью искусственного гранатового сока, в котором не найдено даже следа граната. Самое интересное, что такое происходит в США, где активная защита интересов потребителей сочетается с серьезными наказаниями недобросовестных торговцев.
В фильме компании ABC, снятом в крупном американском супермаркете, контролеры продемонстрировали стоящие на полках бутылки с поддельным лимонным соком,  содержащие в основном воду и сахар. Поэтому исполнительный директор Национальной лиги потребителей Салли Гринберг то и дело предупреждает не верить надписям о том, что в бутылках - стопроцентный сок. На деле его там может быть не больше 10 процентов. В магазинах уже стало почти невозможно найти настоящий чистый сок, поскольку обман потребителя превратился в норму торговли. По меньшей мере, семь процентов всех продающихся в США продуктов питания (доказанные случаи) имеют в своем составе фальсифицированные ингредиенты. В овечьем сыре было выявлено только коровье молоко, сверхдорогая  черная икра на поверку оказалась абсолютной подделкой, и уже не удивительно, что в корме для кошек и собак вообще не нашлось мясных ингредиентов".
 
Публикуя информацию о результатах мониторинга потребительского рынка, проведенного USP, мы рассчитываем, что она не послужит во зло, вооружая зарубежным опытом наших мошенников: часто наши доморощенные фальсификаторы по жульнической креативности оказываются  впереди планеты всей. А вот потребители должны быть предупреждены о всех возможных  угрозах: то, что сегодня «там», завтра может быть и у нас.

Текст: Карпухина А.В.

НАЗАДНАЗАД