Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:45 Пт 8:30 - 15:15
Публикации

Росстандарт на стороне клиента

07 февраля 2024

iStock-1146972262.jpgПонятие «цифровая трансформация», на первый взгляд, очевидное, но на деле каждый понимает его по-своему. Говоря про цифровизацию, важно понимать цель, которой планируем добиться, какую пользу принесем пользователю, сможем ли сократить временные затраты на получение услуги, сделать ее доступнее. Для решения этих задач разработана Цифровая экосистема ЦСМ Росстандарта.

Во исполнение поручения руководителя Росстандарта А.П. Шалаева в соответствии с «дорожной картой» информационные системы Цифровой экосистемы ЦСМ Росстандарта были переданы в эксплуатацию в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы» (ФГБУ «ВНИИМС»). В январе 2023 г. на базе ВНИИМС создан отдел продвижения цифровых сервисов и услуг, тогда же институт вступил в право владения исключительными правами на Цифровую экосистему ЦСМ Росстандарта.

В деятельности по цифровизации оказываемых услуг ВНИИМС в первую очередь опирается на Указ Президента РФ № 474 от 20 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Указ № 474), где определены пять национальных целей развития, одна из которых — цифровая трансформация. В рамках каждой из них установлены целевые показатели, характеризующие реализацию целей развития к 2030 г.: достижение цифровой зрелости; предоставление 95% услуг в электронном виде; обеспечение широкополосного доступа к интернету 97% домохозяйств.

Что понимается под цифровой зрелостью? Первое — ускоренное внедрение цифровых технологий. Второе — повышение доступности и качества данных. Здесь впервые появляется такая роль, как «руководитель данных», на которого возложена ответственность за данные, их чистоту и актуальность. Третье — переход на электронный документооборот при обслуживании граждан. Четвертое — снятие электронных барьеров при внедрении цифровых технологий. Пятое — совершенствование системы технического регулирования и стандартизации. Шестое — обеспечение доступности обучения для получения новых цифровых компетенций. Седьмое — внедрение принципов и стандартов клиентоцентричности.

Для достижения и понимания уровня цифровой трансформации предусмотрены следующие мероприятия:

  • повышение удовлетворенности при получении услуг;
  • упрощение процедуры получения услуг;
  • повышение доступности скорости и удобства оказания услуг;
  • использование дружелюбного для клиента интерфейса (переход от бюрократического языка к языку пользователя, при этом сервис должен создаваться с анализом пользовательского пути и сокращения количества операций для получения услуг);
  • цифровизация деятельности самих учреждений;
  • создание доверия к электронному формату получения услуг.

Во исполнение Указа № 474 выпущено распоряжение Правительства РФ № 2765-р от 1 октября 2021 г. «Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г.». Данный документ определяет стратегические приоритеты проектов Российской Федерации по реализации национальных целей развития и целевых показателей, характеризующих их достижение на ближайшие 10 лет, включая развитие цифровой трансформации, формирование информационной системы, мониторинг, переход к принятию управленческих решений на основе данных, персональную ответственность за достижение показателей на всех уровнях от правительства до руководителей на местах, внедрение принципов персонализации параллельно с цифровизацией.

Цифровая экосистема ЦСМ Росстандарта — это девять взаимосвязанных и взаимодополняющих сервисов, обеспечивающих клиентоцентричность. Сегодня они превращаются в централизованные облачные сервисы, доступные для всех игроков рынка. Кратко расскажем о каждом из них.

ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ

Единая метрологическая платформа (ЕМП) — это система полной автоматизации метрологической деятельности. Она подходит как организациям, аккредитованным на право поверки, так и крупным предприятиям с парком средств измерений, который требует своевременного обслуживания. С 2 мая 2023 г. система включена в Реестр российского программного обеспечения. На текущий момент более 58 ЦСМ, а также ряд коммерческих организаций применяют данную платформу. Это более семи тысяч пользователей ежедневно.

Система построена на базе «1С: Предприятие» и позволяет осуществлять автоматизированную подготовку сведений о поверках для выгрузки в Федеральную государственную информационную систему (ФГИС) «Аршин» и Федеральную службу по аккредитации (ФСА) (с 1 марта 2023 г. передача в ФСА обязательна). В ЕМП реализован соответствующий функционал, который позволяет подготовить XML-файл для публикации в личном кабинете ФСА. Данные сразу отражаются в статусе, дополнительных действий не требуется. Для повышения эффективности движения клиентского оборудования по организации работает система логистики, где каждое перемещение оформляется отдельным документом; реализованы соответствующие отчеты, позволяющие оперативно отследить местонахождение средств измерения клиента.

Встроена подсистема электронного документооборота «Диадок» для отправки и просмотра электронных документов, которая дает возможность из ЕМП сразу после выписки документов отправить их клиенту с электронными подписями. Имеется функционал по автоматическому уведомлению клиентов с отправкой электронного документа: свидетельства о поверке, извещения о пригодности или сертификата о калибровке по электронной почте сразу после сопоставления результатов поверки между ФГИС «Аршин» и ЕМП. Также реализованы: интеграция с бухгалтерией; многофункциональный конструктор нумерации документов; механизм делегирования прав; автоматическое ведение журнала внешних условий; поверка партии однотипных средств измерений в групповой обработке документов; отчет и уведомление о приближающихся датах следующих поверок клиентов и др.

Технологическое окружение. RST Digital — цифровой кластер, который решает креативные задачи по цифровизации метрологической отрасли и бизнеса, формирует среду для обеспечения безопасности и доступности сервисов. Гарантия доступности сервисов — 99,99%. RST Digital обеспечивает непрерывность и бесперебойность эксплуатации и круглосуточный мониторинг в режиме онлайн.

За счет облачных решений достигаются унификация и стандартизация технологической платформы, снижение затрат каждого центра более чем в два раза, реализуется единая и централизованная ИТ-архитектура.

Сервис «Кто поверит» зарождался с самого простого — подсказать владельцам средств измерений, куда можно обратиться за поверкой. Сейчас это единый центр метрологических услуг, позволяющий получить спектр услуг онлайн в любом регионе. Здесь публикуется монитор руководителей по работе с заявками сервиса и рейтинг поверителей.

В цифровой экосистеме также работает сервис «Центр распределения заявок». Это экспресс-форма: пользователь в удобном формате (список Word или таблица Excel) присылает свои данные, а сервис распознает, что является средством измерений, а что нет, что имеет номер Госреестра, что не имеет. Таким образом, уже оцифрованная заявка отсылается исполнителю, чтобы получить ответ быстрее. Сейчас 90% заявок поступает через экспресс-форму, и, как следствие, с увеличением количества заявок растет востребованность центра их распределения.

Ведется большая работа над созданием личного кабинета, где списки средств измерений в удобном для пользователя формате были оцифрованы раз и навсегда, как на платформе «Госуслуги». То есть, загрузив один раз парк средств измерений, станет возможным быстро получать ответ на запрос коммерческого предложения, счет по имеющемуся договору; вести планграфик поверки; иметь доступ к документам, ссылкам на цифровое свидетельство ФГИС «Аршин» — полный спектр услуг, которые можно предоставить в цифровом электронном личном кабинете.

В основе действий лежат три KPI: если отказ, то за час, чтобы другие ЦСМ смогли оказать услугу; если ценовое предложение, то быстрее чем за 24 часа; 100% обратившихся за услугой должны ее получить. Выполнение данных KPI позволяет формировать доверие к бренду РСТ по принципу: «сказано — сделано». Это вопрос репутации!

Виджет «Статус заказа» и компонент «Предварительная запись» реализуются через web-сайт. Данные сервисы схожи с «Госуслугами». Они предоставляют клиенту возможность записи в ЦСМ через электронную очередь на сайте и отображают статус заказа в реальном времени. Порядка 43 тыс. клиентов в год пользуются данной услугой (около 180 в день).

Виджет «Статус заказа»: клиент получает онлайн- доступ и без звонков сам формирует, когда забирать гарантированное подтверждение результатов выполненных работ по ссылке на ФГИС «Аршин».

Еще один сервис экосистемы METROL ОНЛАЙН представляет собой площадку промышленной метрологии для коммуникации между владельцами средств измерений Росстандарта в лице ЦСМ и производителями, т.е. основными участниками метрологического сообщества. Данная платформа сконцентрирована на том, чтобы увеличивать охват целевой аудитории для тех, кто проводит здесь прямые эфиры. Наряду с этим на платформе предполагается возможность полноценного цифрового представительства. Сейчас на ней размещены стенды 60 ЦСМ, 96 стендов с уникальными торговыми предложениями от ЦСМ; 150 — от производителей. Стенды строятся посредством интерактивного конструктора. Сроки их создания минимальные — при предоставлении необходимой информации стенд возможно сделать буквально за два дня.

Что касается прямых эфиров — это один из маркетинговых инструментов, которыми обладает площадка METROL ОНЛАЙН. Со стороны заказчика не требуется каких-либо трудозатрат в отличие от офлайн или самостоятельного проведения мероприятий онлайн. Для настройки и включения прямого эфира необходимо всего 15 минут. Cпециальные средства и программы для проведения эфиров не нужны, а охват аудитории такой конференции может составлять до двух тысяч человек.

Централизованное управление сайтами ЦСМ — своевременное решение в условиях санкций и ограничений на платформе «Битрикс». Выгоды для ЦСМ: централизованный подход, облачные технологии, 100% соответствие законодательству, единый визуальный образ и узнаваемость бренда (в данном случае ЦСМ Росстандарта, но при этом опыт может быть реплицирован), повышение качества обслуживания, возможность опросов и оценки удовлетворенности посетителей, 100% управляемость специалистами ЦСМ без специальных навыков, возможность интеграции с внешними системами, т.е. по сути цифровой стандарт, сокращение затрат и сроков на создание и поддержку контента.

МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТ

В мае 2022 г. стартовал метрологический Avito по покупке и продаже метрологического оборудования «Маркет. Доска объявлений». С точки зрения метрологии, конечно, важно, что появилась возможность оснастить свое предприятие дорогостоящим оборудованием (новое либо уже не купить, либо нет свободных средств на его приобретение) за счет бывшей в употреблении техники.

При этом имеется возможность проверить оборудование с точки зрения поверки, наличия у него соответствующего свидетельства и при необходимости калибровки. То есть платформа дает возможность получить хорошо работающее оборудование и оснащение, сократив расходы своей лаборатории. А тем, кто по каким-либо причинам ее закрыл, возместить возникшие издержки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, внедряя цифровую экосистему ЦСМ, Росстандарт формирует новый облик в цифровом пространстве, повышает результативность и эффективность отделов продаж, управляет парком средств измерений, соблюдает паритет по территориальному признаку и оптимизации работы, реализует программы лояльности, экономит время на получение услуг, создает клиентские базы данных с историей взаимодействия (CRM) и единую точку доступа к измерительным возможностям, идет по пути непрерывных улучшений.

Источник:
«Стандарты и качество» № 2 (1040) 2024 г.