Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ Аттестаты аккредитации, сертификаты и лицензии Прейскурант (цены на услуги) Что такое "Метрология"? Прием средств измерений на метрологическое обслуживание Аттестация Метрологическая экспертиза Калибровка средств измерений Испытания СИ в целях утверждения типа Личный кабинет заказчика услуг по поверке Поверка средств измерений Договоры, счета, коммерческие предложения ПОВЕРКА Аттестат аккредитации Прейскурант (цены на услуги) Что такое "Поверка"? Прием средств измерений в поверку Личный кабинет заказчика Поверочные лаборатории Договоры, счета, коммерческие предложения КАЛИБРОВКА Аттестат аккредитации Что такое "Калибровка"? Прием средств измерений на калибровку Калибровочные лаборатории Договоры, счета, коммерческие предложения ИСПЫТАНИЯ Испытания бытовой техники Испытания пищевой продукции Испытания продукции по физическим показателям Испытания парфюмерно-косметической продукции Испытания промышленного оборудования и мебели Испытания на ЭМС Испытания электронного, электротехнического и работающего на газовом топливе оборудования Испытания средств измерений Испытания продукции легкой промышленности и игрушек Испытания продукции для отделок зданий и помещений Испытания средств индивидуальной защиты Тепловизионное обследование зданий Специальная оценка условий труда Испытания нефтепродуктов Исследования на ГМО СЕРТИФИКАЦИЯ Орган по сертификации продукции и услуг Орган по сертификации систем менеджмента Орган по сертификации электрической энергии Сертификация услуг Нормативные документы по сертификации Технические регламенты Что такое "Сертификация"? СТАНДАРТИЗАЦИЯ Что такое "Стандартизация"? Национальная стандартизация Технические условия (ТУ) Международная стандартизация Наилучшие доступные технологии (НДТ) ПОДДЕРЖКА Филиалы Сергиево-Посадский филиал Орехово-Зуевский филиал Коломенский филиал Клинский филиал Менделеевский филиал Серпуховский филиал Можайский филиал Представительство ФБУ «Ростест-Москва» в г. Дубне
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Москва

Системы нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике НЕТ

08 Октября 2012 3681
Утвержденных в последнее время документов недостаточно для обеспечения надежности электроэнергетики и энергооборудования по целому ряду причин. О накопившихся проблемах в сфере нормативно-технического регулирования и рисках функционирования ЕЭС России, шагах по исправлению ситуации порталу SmartGrid.ru рассказывает директор направления по нормативно-техническим вопросам ФГБУ «Российское энергетическое агентство», д.т.н. Александр Джинчарадзе.

SmartGrid: Александр Константинович, как Вы можете охарактеризовать систему нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике?

Александр Джинчарадзе: К сожалению, можно сразу ответить на этот вопрос так: системы нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике нет.

РАО «ЕЭС России» создало НП «Совет рынка», которое решает вопросы экономического характера. Нормативно-технологической платформы в системе практически нет – организацию, которая бы решала соответствующие проблемы в области электроэнергетики, не сформировали ни РАО «ЕЭС России», ни Минэнерго РФ. Поэтому накопившиеся проблемы в электроэнергетической системе по надежности, безопасности, качеству, электроэнергоресурсосбережению только усугубляются, увеличивая риски функционирования ЕЭС. Это может привести к серьезным авариям на электростанциях.

SG: Какие проблемы в сфере нормативно-технического регулирования можете выделить?

АД: В настоящее время в электроэнергетике применяются устаревшие нормативно-технические документы и стандарты органов власти СССР и РСФСР, отраслевых институтов, а также документы РАО «ЕЭС России», разработанные много лет назад. Статус таких документов неоднозначен, поскольку часть из них носит рекомендательный характер, другие не прошли установленных процедур инкорпорирования в законодательство Российской Федерации. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется нормативно-техническими документами, перечень которых она сама утверждает ежегодно, что также не может быть признано правомерной практикой.

Возникает проблема легитимности отраслевой нормативно-технической базы, унаследованной от РАО «ЕЭС России». Отсутствуют процедуры принятия общеотраслевых стандартов и финансирования их разработки. Нет нормативных документов, регулирующих вопросы надежности и безопасности электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики в условиях рыночных отношений, вступления России в ВТО и участия в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и СНГ. Все это – чрезвычайно актуальные для отрасли вопросы, отраженные в протоколе совместного заседания научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС» и научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем.

Федеральные законы «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности объектов ТЭК», а также постановление правительства «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования», а также изменения к ним, упорядочивают отдельные сферы регулирования, функционирования, безопасности, надежности и качества единой энергосистемы России и объектов электроэнергетики. Но они не устраняют системных проблем электроэнергетики в целом, дублирования и прямого противоречия правовых норм, пересечения полномочий и сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти и т.д. Проблемы усугубляются значительным отставанием от Европейского союза и США в сфере стандартизации.

Анализ, проведенный специалистами ФГБУ «РЭА» и «ВНИИНМАШ» Росстандарта, показал, что уровень гармонизации с международными и европейскими стандартами составляет, в среднем, лишь 23% (в Германии – 91%; в ЕС – 72%). Поэтому в отрасли неэффективно действует система технического регулирования, в которой стандарты должны играть основную доказательную базу в нормативно-правовых отношениях, как это происходит в Европейском союзе и США. В Штатах действуют более 600 организаций по стандартизации, в том числе в области электроэнергетики, отдельно – комитет по надежности электроэнергетики с полномочиями установления обязательных требований в стандартах. У нас практически не функционируют многие технические комитеты по стандартизации, созданные более 10 лет назад по различным направлениям электроэнергетики.

Следует также отметить, что производство оборудования и приборов в области электроэнергетики в России сократилось приблизительно до 15%. Поэтому в условиях рыночных отношений закупка производится у разных зарубежных поставщиков в основном по низкой цене, а товар не отвечает требованиям надежности и качества. Необязательность выполнения национальных стандартов в условиях рынка, а иногда и их отсутствие, в том числе в сфере методов испытаний и измерений, делают такие госзакупки опасными для электроэнергетической системы в целом. Негативное влияние оказывает фактор старения основных фондов, несмотря на вводы новых энергомощностей. В связи с этим надежность электросетей понизилась, а риски – технические, технологические и экономические – постоянно повышаются.

Проблема надежности и безопасности электроэнергетических объектов стала особенно актуальной после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и взрыва на Баксанской ГЭС. Эти и другие тяжелые аварии на электростанциях, происшедшие ранее, показали, что в нашей стране не только технические причины приводят к катастрофам. Предпосылкой зачастую является отсутствие обязательных требований и государственных ограничений, соответствующих стандартов в эксплуатации опасных промышленных объектов, в связи с чем нет и персональной ответственности должностных лиц за нарушение технических нормативов.

Стоит отметить, что в нашей стране учеными «Научно-исследовательского и конструкторского института энергетики им. Н.А. Доллежаля» разработана современная управляющая система безопасности для подобных объектов с эффективной нормативной базой, составляющей основу технологической платформы безопасности и соответствующей надежностью в эксплуатации. Такую технологию целесообразно использовать в управлении ТЭС и др. Система предполагает реализацию комплекса организационных и технических мер защиты на всех этапах жизненного цикла: разработка, изготовление, внедрение, эксплуатация, модернизация. Из всего многообразия направлений обеспечения функциональной безопасности в области управляющих систем энергетических установок внимание уделяется, прежде всего, двум важнейшим взаимосвязанным аспектам:

  • использованию при проектировании «директивных» принципов обеспечения функциональной безопасности;
  • обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла.

SG: Какие меры по налаживанию ситуации в системе нормативно-технической документации принимаются? Насколько они результативны?

АД: За последнее время был утвержден ряд нормативных документов. Однако принятые к 2011 году меры нельзя считать достаточными для обеспечения надежности электроэнергетической системы и энергооборудования по следующим причинам:

  • надежность, как важнейшая нормативно-техническая характеристика, не является обязательной и учитывается при конкурентном отборе мощности на оптовом рынке, а также на конкурсе инвестиционных проектов; штрафные санкции за недопоставку мощности электроэнергии недостаточно стимулируют повышение надежности генерации;
  • отсутствуют система стандартизации в отрасли и соответствующий организационно-методический институт, в связи с чем проведение работ по созданию нормативно-технических документов не скоординировано;
  • нет отраслевой нормативно-технической базы и даже концепции и программы работ по стандартизации в отрасли;
  • отсутствует регламентация отраслевых нормативно-технических документов и правил их утверждения, в том числе обязательных по проектированию и закупке энергооборудования, необходимых для обеспечения надежности и энергобезопасности;
  • стимулирование готовности энергооборудования не способствует предупреждению аварий, поскольку внеплановый ремонт снижает готовность и приводит к уменьшению платы за мощность не только для данного участника, но и для группы участников, поставляющих мощность в рамках соглашения.

В 2011 году Минэнерго России планировало внести изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» – наделить правительство РФ или уполномоченные им федеральных органы исполнительной власти полномочиями по:

  • утверждению технологических правил работы электроэнергетических систем;
  • ратификации правил планирования и проведения ремонта объектов электроэнергетики;
  • утверждению правил эксплуатации объектов электроэнергетики;
  • осуществлению государственного контроля за соблюдением указанных требований, а также правил организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Эти предложения были отражены лишь частично при внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике» в следующей формулировке: «утверждает правила технологического функционирования электроэнергетических систем».

Однако в этом решении имеется и недостаток – согласование и утверждение на уровне правительства любых, даже непринципиальных изменений.

SG: Насколько гармонизованы российские стандарты в сфере электроэнергетики с международными? Какая работа ведется в этом направлении?

АД: В настоящее время создается Единое экономическое и информационное пространство в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ на базе опыта Европейского союза и применения международных и европейских стандартов. Идет активная работа по подготовке и принятию технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также переход системы технического регулирования и стандартизации на межгосударственный уровень, обеспечивающий применение соответствующих стандартов в рамках совета по стандартизации СНГ, с учетом гармонизации с международными и европейскими стандартами.

В таких условиях крайне необходимо создание целостной системы нормативно-технического обеспечения по функционированию, безопасности, надежности и качеству Единой энергетической системы России. Такая система должна учитывать современные тенденции развития энергетики и интеграционные процессы в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и ВТО, что позволит обеспечить реализацию программы «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Поэтому в настоящее время группой ведущих специалистов в области электроэнергетики – экспертов разрабатывается концепция и программа работ по развитию стандартизации в области электроэнергетической системы с учетом концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года. Ранее такая работа не проводилась. Учитывая сложный межотраслевой характер проблем, необходимо в конце 2012 – начале 2013 года согласовать базовые принципы системы стандартизации в отрасли и механизмы реализации программы с учетом применения единых терминов и определений, гармонизированных с международными и европейскими стандартами ISO, IEC, CEN, CENELEC и документами ВТО.

Стандарты играют важную роль в решении системных проблем в области электроэнергетики, особенно по параметрам надежности, качества, безопасности и энергоэффективности системы электроэнергетики страны вообще и ее составляющих объектов в частности. Эти требования должны быть обязательными в национальных и отраслевых стандартах – как в США и Европейском союзе. Сейчас в России эти вопросы не решены.

Применение соответствующих общесистемных комплексов стандартов к процессам, оборудованию и их испытаниям, а также услугам, повысит надежность энергосистемы и значительно сократит расходы на эксплуатацию объектов и на систему в целом. Особенно это важно при развитии интеллектуализации электросетей. Интеллектуальные электросети имеют ключевое значение в процессе преобразования возможностей имеющейся системы энергопоставок с учетом:

  • сокращения выбросов парниковых газов;
  • увеличения выработки потребляемой энергии из возобновляемых источников энергии;
  • снижения потребления первичной энергии по сравнению с запланированным уровнем путем повышения энергоэффективности и ресурсосбережения, обеспечения высокого уровня надежности, качества и рентабельности электроснабжения в условиях открытого рынка.

Поскольку инвестиции в электрогенерирующие и сетевые инфраструктуры являются сферами долгосрочной доходности, они требуют стабильного развития нормативно-технической базы. Для достижения целей в энергетике необходим новый глобальный подход к производству, передаче, распределению, измерению, поставкам, накоплению и хранению, а также потреблению электроэнергии. Потребуется широкомасштабное внедрение систем стандартизации по интеграции разных инновационных технологий. Стандарты энергоэффективности станут общим вектором развития, спрос – существенным фактором в энергосистемах, возрастающая электрификация транспорта станет одной из стратегических задач.

При этом должны быть определены строгие технологические требования, изложенные в стандартах и других НТД, к взаимодействию широкого спектра областей (таких как эксплуатация электросети, автоматизация сети, управление распределенными энергоресурсами, промышленная автоматизация, автоматизация зданий и жилых строений, услуги, интеллектуальный учет), предусматривающие высокий уровень согласованности, надежности, защиты данных и конфиденциальности, а также рентабельности. Необходимо учесть, что все эти области и степень их интеграции в единую взаимосвязанную систему также находятся на разных стадиях развития.

Внедрение и развитие стандартов, в том числе IT-технологий, значительно увеличивают оперативность управления электросетями, надежность, качество и безопасность работы, повышают энергоэффективность, а следовательно, существенно уменьшают экономический риск.

Необходимо упомянуть, что в условиях рынка стандарты оказывают положительное влияние на развитие промышленности и бизнеса. При взаимодействии поставщиков и потребителей национальные и отраслевые стандарты становятся главными инструментами улучшения показателей продукции, снижения расходов на бизнес-операции и оценки возможностей развития рынка. Особенно это касается сферы госзакупок.

Исследования, проведенные экспертами в Европейском союзе, показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от работ по стандартизации на базе гармонизированных стандартов ИСО, МЭК и Европы в целом составляет более 1% от валового внутреннего продукта. Опыт компаний ЕС показывает, что вложения в стандарты дают на 1 евро до 20 евро прибыли. В Великобритании вклад технологических преобразований в ВВП составляет около 50%, при этом вклад стандартов в сами технологические преобразования составляет более 25%. Германия получает ежегодный экономический эффект от стандартизации на сумму около 18 млрд евро.

Активное применение национальных и отраслевых комплексов стандартов, гармонизированных с международными и европейскими, обеспечит снижение энергоемкости ВВП более чем на 5%.

SG: Как Вы можете оценить нормативно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения и энергоэффективности?

АД: Так же, как и в области электроэнергетики. Проблемы практически одинаковы, и усугубляются они необязательностью выполнения строительных стандартов – СНиПов – и недостаточным обеспечением контроля и надзора за строительством сооружений и зданий.

SG: Какая работа идет в этом направлении? Какие есть трудности, что предстоит сделать в ближайшее время?

АД: Результаты анализа важнейших вопросов целесообразно изложить комплексно. Чтобы решать проблемы развития нормативно-технического обеспечения в области энергоэффективности и повышения энергосбережения зданий и сооружений в ближайшие годы, необходимо осуществить следующие мероприятия:

  • обеспечить однозначное понимание объектов технического регулирования и стандартизации продукции, работ, процессов и услуг на основе разработанных справочников-словарей унифицированных терминов и определений;
  • гармонизировать необходимые национальные стандарты с международными и европейскими, являющимися доказательной базой нормативно-технического обеспечения в процессах управления и реализации проектов, и внедрить их;
  • разработать и ввести единый классификатор зданий и сооружений, позволяющий разработать стандартизованные показатели энергоэффективности и методов расчетов, в том числе для различных зданий: жилых, жилых со спортивным комплексом и гаражами, стадионов, театрально-зрелищных комплексов, «умных» домов и т.д., а также зданий, отапливаемых с помощью ТЭС, бойлеров здания, бойлеров на каждую квартиру, с помощью возобновляемых источников энергии и т.п., учитывая географические и климатические условия;
  • подготовить в соответствии с классификатором зданий и сооружений: 1) единые типовые показатели энергоэффективности и индикаторы оценки, приняв в расчет комфортности проживания; 2) стандартные методы расчета энергопотребления и энергоэффективности зданий с учетом всех инженерных систем; 3) стандарт на паспорта зданий и сооружений, уделяя внимание возобновляемым источникам энергии;
  • разработать эффективные унифицированные методы испытаний оборудования в различных зданиях и сооружениях в соответствии с вышеописанными пунктами, а также реестр контрольно-измерительной аппаратуры для учета энергоносителей, энергопотребления, теплопотребления, воды и т.д.;
  • регулярно проводить мониторинг энергообеспечения и энергоэффективности зданий и сооружений и разрабатывать планы по совершенствованию энергоэффективности и энергоресурсосбережению;
  • создать хранилище данных нормативно-справочной информации, в том числе результатов мониторинга, анализа, статистики и инновационных инженерных решений в процессах изыскания, проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, т.е. по всему жизненному циклу;
  • создать индикаторы и методы экономических расчетов, стимулирующие внедрение инновационных решений и альтернативных источников энергии для максимального повышения показателей энерогоэффективности, энергосбережения и минимального выделения СО2.

Безусловно, для реализации этих планов необходимо создать эффективно действующий организационно-методический институт по нормативно-техническим вопросам.

SG: Как Вы оцениваете процесс внедрения энергоэффективных технологий в российских компаниях и учреждениях?

АД: Внедрение энергоэффективных технологий осуществляется крайне медленно и некомплексно. Положительными примерами решения проблем могут являться реконструкции старых и особенно строительство новых зданий и сооружений в ЕС – в Германии, Норвегии, Дании, Швеции и др. В этих странах работа ведется в соответствии с нормами и правилами (стандартами) на основании директив и регламентов ЕС. Аналогично происходит в США. Ни в Европе, ни в Штатах, в рыночных условиях работать на важнейших и сложных социально-бытовых объектах, не выполняя требования стандартов, особенно по безопасности, надежности, энергоэффективности и качеству не станет никто.

В нашей стране, к сожалению, другая ситуация. ФЗ РФ не соответствуют современным требованиям с учетом опыта ЕС и США и не способствуют выполнению требований надежности, безопасности, качества и энергоэффективности. А закон «О техническом регулировании» многие годы является откровенно вредным, тормозящим развитие конкурентоспособной продукции и услуг в России.

SG: Весной Минэнерго жаловалось на низкое качество предоставленных энергопаспортов и неквалифицированных энергоаудиторов. Как сейчас обстоят дела в этой сфере? Что делается для повышения качества работы?

АД: Как я уже отметил ранее, необходимо разработать классификатор зданий и сооружений, а в соответствии с ним – эффективные паспорта. С моей точки зрения, в настоящее время энергоаудиторы в СРО – достаточно профессиональные специалисты, которые не только фиксируют, но и анализируют состояние, дают рекомендации и могут совершенствовать процессы на объектах. Проблема часто заключается в отсутствии желания у собственника здания проводить мероприятия по энергоэффективности и необязательности выполнения стандартов. Такая экономия потом очень дорого обходится государству и, естественно, людям. Часто говорят: «За безопасность, надежность и комфорт необходимо вовремя платить, за отсутствие их расплачиваться».

К этим же вопросам добавляются проблемы выполнения требований экологических стандартов, особенно в условиях вступления в ВТО.

SG: Вы являетесь одним из авторов книги «Анализ и перспективы развития нормативно-технического обеспечения в области энергетической эффективности в зданиях», которую НП «ИНВЭЛ» готовит к выходу в свет. Кому эта книга будет полезна?

АД: В этой книге представлены результаты анализа проблем и развития нормативно-технического обеспечения в Европейском Союзе, США и России в области энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений. Представлены основные законодательные акты ЕС по приоритетным направлениям энергоэффективности и энергосбережения, на конкретных примерах даны рекомендации по реализации нормативных требований по повышению энергетической эффективности зданий. Приведен сравнительный анализ нормативно-технического обеспечения в области энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений в Европейском Союзе и России. Сформулированы основные направления развития нормативно-технического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений с учетом управления проектами на основе применения комплексов стандартов CALS-технологий и СРПП и нормативно-технического обеспечения при создании моделей «Активный дом» и «Умный дом».

Эти результаты анализа будут полезны для специалистов в области электроэнергетики, застройщиков и экспертов по энергоэффективности зданий и сооружений, преподавателей и, конечно, для специалистов в области стандартизации и в сфере автоматизации процессов создания базы данных.