Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Публикации

Подтверждение соответствия продукции требованиям указанного на маркировке стандарта

05 мая 2021

В настоящее время ответственность за контроль качества выпускаемой продукции лежит на самих производителях, которые в условиях рыночной экономики должны быть заинтересованы в высоком качестве своего товара. Предполагалось, что рынок, товарное изобилие, конкуренция все быстро расставят по местам, станут эффективной мотивацией к повышению качества продукции. Оказалось, качество стоит денег, и вложенные в него средства делают продукцию неконкурентоспособной по цене. Зачем бизнесу вкладывать деньги в то, что не является обязательным…

На сегодняшний день на территории РФ обязательными к применению являются требования, изложенные в Технических регламентах Таможенного союза (ТР ТС).

Понятие ТР введено Федеральным законом № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. Этот закон разделил понятия ТР и стандарта, установил добровольный принцип применения стандартов. В отличие от них ТР носят обязательный характер, однако могут устанавливать только минимальные требования в области безопасности.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 162 «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 г. национальные стандарты как документы добровольного применения трансформируются в документы обязательного исполнения для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, поскольку выступают средствами доказательства соответствия объекта обязательным требованиям.

Актуальность вопроса об обязательности подтверждения соответствия выпускаемой продукции требованиям указанного на маркировке стандарта обусловлена не только вопросами обеспечения безопасности и здоровьесбережения населения РФ, но и экономическими факторами. Проблема назрела давно, и для ее решения требуется целый комплекс организационных и законодательных мер.

Мониторинг потребительского рынка в качестве института контроля предусмотрен Федеральным законом № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. (ст. 14) и возложен на Роспотребнадзор. Постановление Правительства № 883 содержит положение о проведении мониторинга и рекомендации органам власти субъектов РФ по осуществлению этой деятельности. Тем не менее, в публичном информационном пространстве никаких систематизированных сведений о состоянии региональных рынков, полученных с помощью этого инструмента, не существует. Уполномоченные структуры сосредоточились на надзорных мероприятиях.

С целью защиты потребительского рынка Красноярского края, в условиях низкой эффективности государственного надзора, малого объема полномочий субъекта РФ и бюджетного дефицита, в силу социальной значимости вопроса ФБУ «Красноярский ЦСМ» с 2004 г. развивает систему независимых оценок качества продовольственных и непродовольственных потребительских товаров.

Отношение представителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к информации о выявленных несоответствиях можно охарактеризовать как формальное. В итоге по результатам мониторингов не выработан эффективный способ реагирования на предоставленные данные. К ним отнеслись как к разновидности жалоб потребителей, формулируя дополнительные (как правило, нереализуемые) условия для инициирования проверок.

По итогам мониторингов качества и безопасности различных групп товаров, которые регулярно проводятся ФБУ «Красноярский ЦСМ», наиболее неблагоприятное положение сложилось на рынке пищевой продукции. За 16 лет исследований отчетливых тенденций улучшения качества продовольственных товаров не выявлено.

Приобретаемая в рамках потребительского тестирования продукция изготовлена в соответствии с ГОСТами, ТУ, СТО. Она прошла процедуру подтверждения соответствия в виде декларирования, но, к сожалению, подтверждение соответствия выпускаемой продукции требованиям указанного на маркировке стандарта не всегда гарантирует потребителю качество и безопасность товара.

ФБУ «Красноярский ЦСМ» совместно с Сибирским Федеральным университетом и Торгово-экономическим институтом СФУ в период 2019—2020 гг. проводил исследования по оценке и идентификации факторов (потребительских ценностей), детерминирующих потребительское восприятие качества продовольственных продуктов при их выборе.

Факторный анализ результатов полевого исследования потребителей г. Красноярска показал, что «надежность качества» имеет наиболее выраженные факторные нагрузки на три характеристики продукта:
• известность изготовителя,
• известность продавца,
• место производства.

Они значимы для покупателей прежде всего как гарантия качества товара, которая проявляется в устойчивости наиболее предпочтительных свойств независимо от времени приобретения.

Проведенный мониторинг позволил выявить изменения в поведении потребителей в новых рыночных реалиях и определить два направления их ориентации: на низкие цены, на качество и безопасность продуктов. Также отмечается устойчивый тренд: приверженность к здоровому питанию — важному показателю качества жизни.

Минимальное количество участвовавших в анкетировании респондентов указало, что при выборе продуктов отдают предпочтение товару с маркировкой «ГОСТ» и обращают внимание на стандарт, в соответствии с которым изготовлен продукт.

Сегодня понятие «надежность качества» у потребителя не ассоциируется с понятием «ГОСТ». Ценности, обуславливающие восприятие качества продукции, можно рассматривать и анализировать как факторы, скрытые от прямого измерения, но доступные для оценки через ряд явных переменных, которые характеризуют реакцию потребителей на те или иные свойства товара в процессе его выбора.

Поскольку итоги мониторинга не влекут применения мер административной ответственности к предприятиям, он больше является инструментом мягкого рыночного воздействия, и его эффективность определяется влиянием на потребительские предпочтения покупателей.

ФБУ «Красноярский ЦСМ» — участник Национальной системы сертификации (далее — НСС) — осуществляет мониторинг продукции, заявленной изготовителем как соответствующей положениям документов национальной системы стандартизации РФ, но не прошедшей процедуру сертификации в НСС.

Заявленная изготовителем продукция, соответствующая положениям документов национальной системы стандартизации, это товар:
• с применением обозначения национального стандарта в маркировке, каталожных листах, сертификатах соответствия, в эксплуатационной или иной документации, в том числе с указанием аббревиатуры «ГОСТ», «Сделано по ГОСТ» и т.п.;
• с применением в маркировке знака национальной системы стандартизации.

Результаты мониторинга показали, что производители размещают на упаковке знак «ГОСТ» только на том основании, что продукция лишь по нескольким параметрам (чаще всего только по показателям безопасности) соответствует этому стандарту. Иногда маркировка «ГОСТ» наносится вообще без какого-либо, даже малейшего на то основания. Порой доходит до полного абсурда: на упаковке рядом с обозначением «ТУ» (продукция изготовлена в соответствии с техническими условиями) наносится маркировка «ГОСТ». Этот прием используется для рекламы, а если называть вещи своими именами — для введения потребителя в заблуждение.

По итогам мониторингов, проведенных органом по сертификации в 2019—2020 гг., было выявлено и внесено в реестр 22 единицы продукции, заявленной изготовителем как соответствующей положениям документов национальной системы стандартизации, но не прошедшей процедуру сертификации в НСС.

НСС — государственный проект по подтверждению соответствия продукции требованиям национальных стандартов (ГОСТ). НСС предполагает маркирование продукции, прошедшей испытания на соответствие национальным стандартам, знаком национальной системы стандартизации. НСС — одно из направлений борьбы с фальсифицированной продукцией, которое призвано вернуть доверие к национальным стандартам.

Проект Федерального закона № 517657-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации» находится на рассмотрении в Государственной Думе. Проект закона предполагает, что добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия международным и региональным стандартам, национальным стандартам РФ в системе добровольной сертификации, созданной Федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, то есть в НСС.

Первые органы по сертификации создавались на базе ЦСМ Госстандарта, которые располагали необходимой для исследований испытательной базой, фондами государственных стандартов (ГОСТов) и штатами профессиональных инспекторов по надзору за соблюдением стандартов. Практическая реализация сертификации была возложена на создаваемые, в первую очередь на базе государственных учреждений Госстандарта РФ, центры сертификации. Учитывая, что национальный орган по стандартизации ранее являлся национальным органом по сертификации, а также в связи с тем, что после передачи ФГУП «Стандартинформ» функции управления НСС предполагается наделять полномочиями органы по сертификации юридических лиц, созданные не только на базе организаций с государственным участием, считаем нецелесообразным на данном этапе развития НСС назначать органы по сертификации помимо органов по сертификации, образованных на базе Государственных региональных центров стандартизации.

С 2019 г. в целях повышения качества и безопасности продукции на потребительском рынке в России введена обязательная маркировка товаров (распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р). Она предполагает нанесение цифровой маркировки, содержащей следующую информацию: название предприятия-изготовителя, место, дату и время производства или продажи, срок годности, артикул, номер стандарта. Это позволит снизить распространение всех видов нелегальной продукции: контрафакта, фальсификата и др.

«Честный ЗНАК» — это национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости продукции, основные задачи которой — повышение уровня безопасности населения России, борьба с контрафактом и некачественными аналогами. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество.

В QR-коде реестровой записи НСС содержится аналогичная информация о товаре. Данные системы могут эффективно дополнять друг друга. Обязательную маркировку планируется до 2024 г. распространить на весь перечень потребительской продукции, а объединение цифровой информации, содержащейся в двух системах, даст более полную информацию о товаре, включая данные об обязательном подтверждении соответствия и подтверждении соответствия национальному стандарту.

В распоряжении Правительства РФ № 256-р от 06.02.2021 г. «Об утверждении Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года» фальсифицированная продукция определяется как «промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством РФ и (или) правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС)». Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44 (ред. от 24.02.2021 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предоставляет достаточно широкое правовое поле для заказчика в сфере описания объекта закупки. При этом он самостоятельно принимает решение о том, какие требования к закупаемым товарам или используемым материалам должны быть установлены в документации. Заказчик не обязан объяснять и обосновывать необходимость установления тех или иных требований, если они призваны обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение его потребности.

Существует несколько вариантов установления требований о соответствии характеристик товара ГОСТам. Прежде всего, техническое задание может содержать только указание на то, что продукт должен соответствовать определенному стандарту, при этом заказчик не указывает, какие именно конкретные характеристики товара необходимо предоставить участнику в составе заявки. Это один из самых простых вариантов, обеспечивающий наиболее полную конкурентную среду. Такой вариант является предпочтительным с точки зрения антимонопольного органа. И действительно, в данном случае возможность ограничения или введения в заблуждение участников ничтожно мала.

В этом случае сертификат, подтверждающий соответствие товара ГОСТу, может стать критерием оценки поставщиков при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, а наличие цифровых данных, содержащихся в двух системах (НСС и «Честный ЗНАК»), даст заказчику государственных и муниципальных закупок более полную информацию о товаре или услуге.

Многие из вышеперечисленных проблем могут быть решены за счет совершенствования механизмов технического регулирования, действующих наряду с нормами правового характера.

СПРАВКА

Результаты оценок качества, проведенных ФБУ «Красноярский ЦСМ» в период 2019—2020 гг.

В 2019 г. проверено 16 групп продовольственных товаров (овощи, зелень, сметана, творог, рыба копченая, шоколадные конфеты, фарш рыбный, фарш мясной, масло сливочное, томатная паста, молоко сгущенное с сахаром, колбаса вареная, пресервы рыбные, сыр, салаты СТМ, питьевой йогурт, икра красная лососевая зернистая) — 121 единица пищевой продукции. Из них 57 образцов (47%) не соответствуют требованиям нормативной документации. В 2020 г. закуплено восемь групп продовольственных товаров (кефир, консервы «Свинина тушеная», творог, вода бутилированная, масло сливочное, молоко питьевое, колбаса «Докторская», колбаса полукопченая). Исследован 81 образец пищевой продукции: 53 образца (65,4%) не соответствуют требованиям нормативной документации.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ОБЯЗАН ВЫПОЛНЯТЬ НЕ ТОЛЬКО ТРЕБОВАНИЯ ТР, ЧТО ГАРАНТИРУЕТ БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ, НО И ПРОЙТИ ПРОЦЕДУРУ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ, УСТАНАВЛИВАЮЩЕМУ КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. МОТИВАЦИЕЙ К СОБЛЮДЕНИЮ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОНОПРОЕКТ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СЛУЧАЕ НЕСООТВЕТСТВИЯ ТОВАРА, МАРКИРОВАННОГО ЗНАКОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, ТРЕБОВАНИЯМ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.


«Стандарты и качество» Май 2021
Сергей ШПИРКО, Татьяна МЕЛЬНИК, Ольга ГОРОМЛЕВА