Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Публикации

Эксперт Ростест-Москва о совершенствовании аккредитации в области ОЕИ

22 февраля 2012



ЭКСПЕРТ РОСТЕСТ-МОСКВА Ю. ЗУЙКОВ
О РОЛИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ


Предложено расширить область аккредитации экс­пертных организаций (ЭО) сферы обеспечения един­ства измерений (ОЕИ) в части проведения обязатель­ной метрологической экспертизы объектов аккреди­тации. Указано, что для сокращения числа некомпе­тентных ЭО в области ОЕИ целесообразно закрепить за передовыми в регионах ЭО статус центров тех­нической компетентности федерального округа (ЦТК)

ЗАДАЧИ ЭО

Одним из структурных элементов системы аккредитации в области ОЕИ являются ЭО, которые выполняют следующие работы:

  • определение технической компе­тентности юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей (зая­вителей) на этапе проведения метро­логической экспертизы комплектов документов, представляемых заяви­телями в целях аккредитации в об­ласти ОЕИ;
  • систематизация практической дея­тельности экспертов.

 На этапе метрологической экспертизы проводится практически вся «черновая» работа по рассмотрению представленной заявителем документации

 Именно ЭО, имеющие в своем рас­поряжении экспертов по аккредита­ции, технических экспертов, экспери­ментальную и материальную базу, ак­туализированный фонд нормативных и методических документов и др., зани­мают центральное место в системе ак­кредитации в области ОЕИ. По пору­чению органа по аккредитации ЭО вы­полняют наиболее квалифицированные и трудоемкие работы, связанные с про­ведением метрологической экспертизы в целях определения соответствия зая­вителя критериям аккредитации в об­ласти ОЕИ.

Для этого эксперты ЭО:

  • определяют соответствие процедур менеджмента качества на виды ме­трологических работ, изложенных в Руководстве по качеству, требова­ниям международных, российских документов Государственной систе­мы ОЕИ и др., оценивают возмож­ность реализации изложенных про­цедур в условиях предприятия, их логичность и гармонизацию с системой менеджмента качества орга­низации;
  • проводят экспертизу технических форм Руководств по качеству, Па­спортов метрологического обеспече­ния и др.;
  • определяют технические возможно­сти заявителя выполнять работы в заявленной области аккредитации с учетом наличия, состояния и доста­точности эталонов единиц величин соответствующих разрядов, опреде­ленных государственными повероч­ными схемами, средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, специальной и техни­ческой оснастки, эксперименталь­ной и материальной базы, в том числе для апробации методик (мето­дов) измерений при их аттестации, специальных подвижных лаборато­рий измерительной техники, средств транспортировки и др.;
  • проводят оценку фонда норматив­ных и методических документов, в том числе применяемых методик (методов) поверки (измерений), правильности их выбора и легитимости их замены, технической воз­можности выполнения метрологи­ческих операций по видам работ в соответствии с требованиями нор­мативных и методических докумен­тов;
  • определяют наличие, состояние и достаточность технически компе­тентного персонала;
  • анализируют характеристики поме­щений, их достаточность и приспо­собленность для выполнения видов метрологических работ, состояние работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

 Указанные работы осуществляются экспертами по аккредитации, техниче­скими экспертами, входящими в со­став государственных региональных центров метрологии (ГРЦМ) и госуарственных научных метрологических институтов Росстандарта, выполняю­щих функции ЭО.

 Именно на этапе метрологической экспертизы проводится практически вся «черновая» работа по рассмотре­нию представленной заявителем доку­ментации. Результатом этой деятель­ности является экспертное заключе­ние о технической компетентности заявителя на выполнение видов метрологических работ в рамках опреде­ленной области аккредитации. Экс­пертное заключение — это основа работы экспертов на этапе проверки информации, изложенной в заявке, и ее соответствия требованиям доку­ментов, регламентирующих деятель­ность в заявленных видах метрологи­ческих работ. Комиссии, проводящие указанную проверку по месту распо­ложения юридического лица или ин­дивидуального предпринимателя, опи­раются на результаты метрологиче­ской экспертизы (экспертное заклю­чение).

 СИЛА В ЕДИНСТВЕ

Объединение экспертов в ЭО (что в настоящее время и сделано в области ОЕИ) позволило с максимальной эф­фективностью:

  • использовать потенциал всего персо­нала ЭО;
  • проводить выбор специалистов или группы специалистов, способных наилучшим образом выполнить ра­боту по оцениванию конкретного за­явителя;
  • обеспечить экспертов всеми необхо­димыми для этого ресурсами (актуа­лизированный фонд нормативных и методических документов, методиче­ские разработки, эксперименталь­ная, эталонная и материальная база для проведения экспериментальной проверки технической компетентно­сти, апробации методик (методов) измерений, испытаний и др.).

 Кроме того, нельзя недооценивать такой фактор как «коллективный ра­зум», позволяющий оперативно разре­шать сложные ситуации, с которыми приходится сталкиваться экспертам в ежедневной работе.

 Все указанные факторы обеспечива­ют условия для качественного прове­дения метрологической экспертизы, которые практически невозможно до­стичь экспертам, работающим изоли­рованно.

 В целях соблюдения принципов аккредитации и исключения неоправданного регулирования целесообразно предоставить заявителю право самостоятельно выбирать аккредитованную ЭО

 ЛИДЕРОВ — В ЦТК

Вместе с тем в настоящее время в рамках системы аккредитации в обла­сти ОЕИ функции ЭО выполняют не­оправданно большое количество орга­низаций, многие из которых имеют по одному, два эксперта. В целях си­стематизации практической деятель­ности экспертов при проведении ра­бот по метрологической экспертизе документов (на все виды метрологи­ческих работ в области ОЕИ, подле­жащих государственному регулирова­нию) необходимо централизовать дея­тельность ЭО в рамках федеральных округов РФ. Статус ЭО федерального округа РФ (Центра технической ком­петентности в области ОЕИ федераль­ного округа — ЦТК) следует закре­пить за организацией, имеющей наи­больший в регионе положительный опыт проведения указанных работ. Обязательными требованиями к ЦТК должны быть:

  • достаточное количество аттестован­ных экспертов по аккредитации, технических экспертов;
  • наличие актуализированного фонда нормативных и методических доку­ментов, в том числе применяемых методик (методов) поверки (измере­ний);
  • наличие современной эксперимен­тальной, эталонной, испытательной и материальной базы для проведе­ния   экспериментальной   проверки технической компетентности, апро­бации методик (методов) измерений и испытаний и др.

В целях рационального использова­ния имеющихся в федеральном округе экспертов  предоставить  право ЦТК федерального округа привлекать (при необходимости) экспертов из других организаций в рамках проведения ра­боты по метрологической экспертизе материалов аккредитации.

 ПОЛНОМОЧИЯ ЭО — РАСШИРИТЬ

В соответствии со ст. 14 п. 2 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (№ 102-ФЗ) обязательная метрологическая экспертиза проводится аккредитован­ными организациями. В настоящее время все головные ГРЦМ федераль­ных округов уже аккредитованы на проведение метрологической экспер­тизы. Указ Президента РФ от 24.01.2011 г. № 86 «О единой нацио­нальной системе аккредитации» и по­становление Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» подтвердили необходимость аккредитации ЭО.

Для реализации требований указан­ных выше документов необходимо расширить имеющиеся области аккре­дитации ГРЦМ федеральных округов в части проведения обязательной метро­логической экспертизы объектов ак­кредитации (материалы, представляе­мые заявителями в целях аккредита­ции).

В настоящее время проходит обсуж­дение проекта ФЗ «О внесении изме­нений в Федеральный закон «Об обе­спечении единства измерений», в ко­тором предложено:

  • часть 2 ст. 14 изложить в следую­щей редакции: «Обязательная ме­трологическая экспертиза стандар­тов, проектной, конструкторской, технологической документации, до­кументации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетент­ность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспече­ния единства измерений, а также других объектов проводится в слу­чаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации. Указанную экспертизу проводят ак­кредитованные в установленном по­рядке на проведение метрологиче­ской экспертизы юридические лица и индивидуальные предпринимате­ли»;
  • часть 1 ст. 19 изложить в следующей редакции: «Обязательная метрологи­ческая экспертиза стандартов, про­ектной, конструкторской, техноло­гической документации, документа­ции юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, под­тверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения един­ства измерений, а также других объ­ектов проводится в случаях, преду­смотренных законодательством Рос­сийской Федерации».

Это не фундаментальные измене­ния. Введение понятия «обязательная метрологическая экспертиза докумен­тации юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, подтверж­дающей их компетентность на выпол­нение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ» не противоречит требо­ваниям действующего 102-ФЗ, а лишь конкретизирует уже введенное указан­ным законом понятие «обязательнаяметрологическая экспертиза объек­тов...». В данном случае под «объек­том» понимается объект обязательной метрологической экспертизы, кото­рым в контексте предложений являет­ся документация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающая их компетентность на выполнение работ и (или) оказа­ние услуг в области ОЕИ.

Данное предложение возникло не само по себе. Правительством РФ утверждено «Положение о Федераль­ной службе по аккредитации» (поста­новление Правительства РФ № 845), в котором прослеживается структура системы, состоящая из Центрального аппарата Федеральной службы по ак­кредитации, территориальных орга­нов, экспертов и ЭО. Таким образом, назначение и место ЭО в системе ак­кредитации в области ОЕИ уже опре­делено. «Федеральная служба по ак­кредитации осуществляет аккредита­цию экспертов и экспертных органи­зации, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти, в частности: для аккредитации юриди­ческих лиц и индивидуальных пред­принимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в обла­сти обеспечения единства измере­ний...».

Таким образом, метрологическую экспертизу документации юридиче­ских лиц и индивидуальных предпри­нимателей, подтверждающей их ком­петентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ, должны проводить только аккредито­ванные на это эксперты и ЭО. Предо­ставление указанных полномочий ЭО предлагается реализовать через проце­дуру аккредитации на право проведе­ния обязательной метрологической экспертизы. Это позволит исключить двоякую трактовку уже имеющихся положений 102-ФЗ.

 В целях систематизации практической деятельности экспертов при проведении работ по метрологической экспертизе документов необходимо централизовать деятельность ЭО в рамках федеральных округов РФ

 НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ КОРРЕКТИРОВКА

Таким образом, процедура проведе­ния   обязательной   метрологической экспертизы объектов аккредитации и структура построения ЦТК федераль­ных округов нуждаются в незначитель­ной коррекции.

Для того, чтобы максимально со­блюсти принципы аккредитации и ис­ключить элемент неоправданного ре­гулирования, целесообразно, чтобы заявитель сам выбирал ЦТК, из числа аккредитованных ЭО. Причем работы по обязательной метрологической экспертизе должны выполняться до момента подачи заявления в орган по аккредитации. Это позволит миними­зировать временные потери и сокра­тить сроки проведения аккредитации. Аналогичная схема успешно зареко­мендовала себя при проведении работ по испытаниям стандартных образцов и средств измерений в целях утверж­дения типа.

Кроме того, целесообразно с точки зрения системности изложения доку­мента и конкретизации наименования выполняемых работ скорректировать формулировку части 2 ст. 18 102-ФЗ следующим образом: «Выполняющие калибровку средств измерений юриди­ческие лица и индивидуальные пред­приниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы на осущест­вление калибровки средств измере­ний».

Вместе с тем из 102-ФЗ необходимо исключить п. 10 ст. 25, так как проведе­ние метрологической экспертизы доку­ментации юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей осущест­вляется техническими экспертами и экспертами по аккредитации ЭО и в со­ответствии со ст. 26 102-ФЗ оплачивает­ся заявителями. Эксперты по аккреди­тации из состава Центрального аппара­та Федеральной службы по аккредита­ции, а также территориальных органов являются государственными служащи­ми и содержатся за счет бюджета.

 РЕЗЮМЕ

Предложенная схема проведения обязательной метрологической экспер­тизы документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ (объектов аккре­дитации в области ОЕИ):

  • не требует дополнительных бюджет­ных ассигнований
  • позволяет эффективно функциони­ровать системе аккредитации в обла­сти ОЕИ без привязки к конкретно­му федеральному органу исполни­тельной власти, выполняющему функции аккредитующего органа;
  • не вызывает отторжения у заявите­лей.
Создать действующую систему ак­кредитации в области ОЕИ можно только с опорой на профессионалов.

Отдел аккредитации, аттестации и инспекционного контроля метрологических служб юридических лиц