Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ Аттестаты аккредитации, сертификаты и лицензии Прейскурант (цены на услуги) Что такое "Метрология"? Прием средств измерений на метрологическое обслуживание Аттестация Метрологическая экспертиза Калибровка средств измерений Испытания СИ в целях утверждения типа Личный кабинет заказчика услуг по поверке Поверка средств измерений Договоры, счета, коммерческие предложения ПОВЕРКА Поверка в ФБУ «Ростест-Москва» Аттестат аккредитации Поверка в филиалах ФБУ «Ростест-Москва» Прейскурант (цены на услуги) Что такое "Поверка"? Личный кабинет заказчика КАЛИБРОВКА Калибровка в ФБУ «Ростест-Москва» Аттестат аккредитации Калибровка в филиалах ФБУ «Ростест-Москва» Что такое "Калибровка"? ИСПЫТАНИЯ Испытания бытовой техники Испытания пищевой продукции Испытания продукции по физическим показателям Испытания парфюмерно-косметической продукции Испытания промышленного оборудования и мебели Испытания на ЭМС Испытания электронного, электротехнического и работающего на газовом топливе оборудования Испытания средств измерений Испытания продукции легкой промышленности и игрушек Тепловизионное обследование зданий Испытания продукции для отделок зданий и помещений Испытания средств индивидуальной защиты Специальная оценка условий труда Испытания нефтепродуктов Исследования на ГМО СЕРТИФИКАЦИЯ Орган по сертификации продукции и услуг Орган по сертификации систем менеджмента Орган по сертификации электрической энергии Сертификация услуг Нормативные документы по сертификации Технические регламенты Что такое "Сертификация"? СТАНДАРТИЗАЦИЯ Что такое "Стандартизация"? Национальная стандартизация Технические условия (ТУ) Международная стандартизация Наилучшие доступные технологии (НДТ) Филиалы Сергиево-Посадский филиал Орехово-Зуевский филиал Коломенский филиал Клинский филиал Менделеевский филиал Серпуховский филиал Можайский филиал Представительство ФБУ «Ростест-Москва» в г. Дубна ПОДДЕРЖКА
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Москва

Эксперт Ростест-Москва о совершенствовании аккредитации в области ОЕИ

22 Февраля 2012 4620



ЭКСПЕРТ РОСТЕСТ-МОСКВА Ю. ЗУЙКОВ
О РОЛИ ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ


Предложено расширить область аккредитации экс­пертных организаций (ЭО) сферы обеспечения един­ства измерений (ОЕИ) в части проведения обязатель­ной метрологической экспертизы объектов аккреди­тации. Указано, что для сокращения числа некомпе­тентных ЭО в области ОЕИ целесообразно закрепить за передовыми в регионах ЭО статус центров тех­нической компетентности федерального округа (ЦТК)

ЗАДАЧИ ЭО

Одним из структурных элементов системы аккредитации в области ОЕИ являются ЭО, которые выполняют следующие работы:

  • определение технической компе­тентности юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей (зая­вителей) на этапе проведения метро­логической экспертизы комплектов документов, представляемых заяви­телями в целях аккредитации в об­ласти ОЕИ;
  • систематизация практической дея­тельности экспертов.

 На этапе метрологической экспертизы проводится практически вся «черновая» работа по рассмотрению представленной заявителем документации

 Именно ЭО, имеющие в своем рас­поряжении экспертов по аккредита­ции, технических экспертов, экспери­ментальную и материальную базу, ак­туализированный фонд нормативных и методических документов и др., зани­мают центральное место в системе ак­кредитации в области ОЕИ. По пору­чению органа по аккредитации ЭО вы­полняют наиболее квалифицированные и трудоемкие работы, связанные с про­ведением метрологической экспертизы в целях определения соответствия зая­вителя критериям аккредитации в об­ласти ОЕИ.

Для этого эксперты ЭО:

  • определяют соответствие процедур менеджмента качества на виды ме­трологических работ, изложенных в Руководстве по качеству, требова­ниям международных, российских документов Государственной систе­мы ОЕИ и др., оценивают возмож­ность реализации изложенных про­цедур в условиях предприятия, их логичность и гармонизацию с системой менеджмента качества орга­низации;
  • проводят экспертизу технических форм Руководств по качеству, Па­спортов метрологического обеспече­ния и др.;
  • определяют технические возможно­сти заявителя выполнять работы в заявленной области аккредитации с учетом наличия, состояния и доста­точности эталонов единиц величин соответствующих разрядов, опреде­ленных государственными повероч­ными схемами, средств измерений, испытательного и вспомогательного оборудования, специальной и техни­ческой оснастки, эксперименталь­ной и материальной базы, в том числе для апробации методик (мето­дов) измерений при их аттестации, специальных подвижных лаборато­рий измерительной техники, средств транспортировки и др.;
  • проводят оценку фонда норматив­ных и методических документов, в том числе применяемых методик (методов) поверки (измерений), правильности их выбора и легитимости их замены, технической воз­можности выполнения метрологи­ческих операций по видам работ в соответствии с требованиями нор­мативных и методических докумен­тов;
  • определяют наличие, состояние и достаточность технически компе­тентного персонала;
  • анализируют характеристики поме­щений, их достаточность и приспо­собленность для выполнения видов метрологических работ, состояние работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

 Указанные работы осуществляются экспертами по аккредитации, техниче­скими экспертами, входящими в со­став государственных региональных центров метрологии (ГРЦМ) и госуарственных научных метрологических институтов Росстандарта, выполняю­щих функции ЭО.

 Именно на этапе метрологической экспертизы проводится практически вся «черновая» работа по рассмотре­нию представленной заявителем доку­ментации. Результатом этой деятель­ности является экспертное заключе­ние о технической компетентности заявителя на выполнение видов метрологических работ в рамках опреде­ленной области аккредитации. Экс­пертное заключение — это основа работы экспертов на этапе проверки информации, изложенной в заявке, и ее соответствия требованиям доку­ментов, регламентирующих деятель­ность в заявленных видах метрологи­ческих работ. Комиссии, проводящие указанную проверку по месту распо­ложения юридического лица или ин­дивидуального предпринимателя, опи­раются на результаты метрологиче­ской экспертизы (экспертное заклю­чение).

 СИЛА В ЕДИНСТВЕ

Объединение экспертов в ЭО (что в настоящее время и сделано в области ОЕИ) позволило с максимальной эф­фективностью:

  • использовать потенциал всего персо­нала ЭО;
  • проводить выбор специалистов или группы специалистов, способных наилучшим образом выполнить ра­боту по оцениванию конкретного за­явителя;
  • обеспечить экспертов всеми необхо­димыми для этого ресурсами (актуа­лизированный фонд нормативных и методических документов, методиче­ские разработки, эксперименталь­ная, эталонная и материальная база для проведения экспериментальной проверки технической компетентно­сти, апробации методик (методов) измерений, испытаний и др.).

 Кроме того, нельзя недооценивать такой фактор как «коллективный ра­зум», позволяющий оперативно разре­шать сложные ситуации, с которыми приходится сталкиваться экспертам в ежедневной работе.

 Все указанные факторы обеспечива­ют условия для качественного прове­дения метрологической экспертизы, которые практически невозможно до­стичь экспертам, работающим изоли­рованно.

 В целях соблюдения принципов аккредитации и исключения неоправданного регулирования целесообразно предоставить заявителю право самостоятельно выбирать аккредитованную ЭО

 ЛИДЕРОВ — В ЦТК

Вместе с тем в настоящее время в рамках системы аккредитации в обла­сти ОЕИ функции ЭО выполняют не­оправданно большое количество орга­низаций, многие из которых имеют по одному, два эксперта. В целях си­стематизации практической деятель­ности экспертов при проведении ра­бот по метрологической экспертизе документов (на все виды метрологи­ческих работ в области ОЕИ, подле­жащих государственному регулирова­нию) необходимо централизовать дея­тельность ЭО в рамках федеральных округов РФ. Статус ЭО федерального округа РФ (Центра технической ком­петентности в области ОЕИ федераль­ного округа — ЦТК) следует закре­пить за организацией, имеющей наи­больший в регионе положительный опыт проведения указанных работ. Обязательными требованиями к ЦТК должны быть:

  • достаточное количество аттестован­ных экспертов по аккредитации, технических экспертов;
  • наличие актуализированного фонда нормативных и методических доку­ментов, в том числе применяемых методик (методов) поверки (измере­ний);
  • наличие современной эксперимен­тальной, эталонной, испытательной и материальной базы для проведе­ния   экспериментальной   проверки технической компетентности, апро­бации методик (методов) измерений и испытаний и др.

В целях рационального использова­ния имеющихся в федеральном округе экспертов  предоставить  право ЦТК федерального округа привлекать (при необходимости) экспертов из других организаций в рамках проведения ра­боты по метрологической экспертизе материалов аккредитации.

 ПОЛНОМОЧИЯ ЭО — РАСШИРИТЬ

В соответствии со ст. 14 п. 2 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (№ 102-ФЗ) обязательная метрологическая экспертиза проводится аккредитован­ными организациями. В настоящее время все головные ГРЦМ федераль­ных округов уже аккредитованы на проведение метрологической экспер­тизы. Указ Президента РФ от 24.01.2011 г. № 86 «О единой нацио­нальной системе аккредитации» и по­становление Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845 «О Федеральной службе по аккредитации» подтвердили необходимость аккредитации ЭО.

Для реализации требований указан­ных выше документов необходимо расширить имеющиеся области аккре­дитации ГРЦМ федеральных округов в части проведения обязательной метро­логической экспертизы объектов ак­кредитации (материалы, представляе­мые заявителями в целях аккредита­ции).

В настоящее время проходит обсуж­дение проекта ФЗ «О внесении изме­нений в Федеральный закон «Об обе­спечении единства измерений», в ко­тором предложено:

  • часть 2 ст. 14 изложить в следую­щей редакции: «Обязательная ме­трологическая экспертиза стандар­тов, проектной, конструкторской, технологической документации, до­кументации юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетент­ность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспече­ния единства измерений, а также других объектов проводится в слу­чаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации. Указанную экспертизу проводят ак­кредитованные в установленном по­рядке на проведение метрологиче­ской экспертизы юридические лица и индивидуальные предпринимате­ли»;
  • часть 1 ст. 19 изложить в следующей редакции: «Обязательная метрологи­ческая экспертиза стандартов, про­ектной, конструкторской, техноло­гической документации, документа­ции юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, под­тверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения един­ства измерений, а также других объ­ектов проводится в случаях, преду­смотренных законодательством Рос­сийской Федерации».

Это не фундаментальные измене­ния. Введение понятия «обязательная метрологическая экспертиза докумен­тации юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей, подтверж­дающей их компетентность на выпол­нение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ» не противоречит требо­ваниям действующего 102-ФЗ, а лишь конкретизирует уже введенное указан­ным законом понятие «обязательнаяметрологическая экспертиза объек­тов...». В данном случае под «объек­том» понимается объект обязательной метрологической экспертизы, кото­рым в контексте предложений являет­ся документация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающая их компетентность на выполнение работ и (или) оказа­ние услуг в области ОЕИ.

Данное предложение возникло не само по себе. Правительством РФ утверждено «Положение о Федераль­ной службе по аккредитации» (поста­новление Правительства РФ № 845), в котором прослеживается структура системы, состоящая из Центрального аппарата Федеральной службы по ак­кредитации, территориальных орга­нов, экспертов и ЭО. Таким образом, назначение и место ЭО в системе ак­кредитации в области ОЕИ уже опре­делено. «Федеральная служба по ак­кредитации осуществляет аккредита­цию экспертов и экспертных органи­зации, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти, в частности: для аккредитации юриди­ческих лиц и индивидуальных пред­принимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в обла­сти обеспечения единства измере­ний...».

Таким образом, метрологическую экспертизу документации юридиче­ских лиц и индивидуальных предпри­нимателей, подтверждающей их ком­петентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ, должны проводить только аккредито­ванные на это эксперты и ЭО. Предо­ставление указанных полномочий ЭО предлагается реализовать через проце­дуру аккредитации на право проведе­ния обязательной метрологической экспертизы. Это позволит исключить двоякую трактовку уже имеющихся положений 102-ФЗ.

 В целях систематизации практической деятельности экспертов при проведении работ по метрологической экспертизе документов необходимо централизовать деятельность ЭО в рамках федеральных округов РФ

 НЕЗНАЧИТЕЛЬНАЯ КОРРЕКТИРОВКА

Таким образом, процедура проведе­ния   обязательной   метрологической экспертизы объектов аккредитации и структура построения ЦТК федераль­ных округов нуждаются в незначитель­ной коррекции.

Для того, чтобы максимально со­блюсти принципы аккредитации и ис­ключить элемент неоправданного ре­гулирования, целесообразно, чтобы заявитель сам выбирал ЦТК, из числа аккредитованных ЭО. Причем работы по обязательной метрологической экспертизе должны выполняться до момента подачи заявления в орган по аккредитации. Это позволит миними­зировать временные потери и сокра­тить сроки проведения аккредитации. Аналогичная схема успешно зареко­мендовала себя при проведении работ по испытаниям стандартных образцов и средств измерений в целях утверж­дения типа.

Кроме того, целесообразно с точки зрения системности изложения доку­мента и конкретизации наименования выполняемых работ скорректировать формулировку части 2 ст. 18 102-ФЗ следующим образом: «Выполняющие калибровку средств измерений юриди­ческие лица и индивидуальные пред­приниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы на осущест­вление калибровки средств измере­ний».

Вместе с тем из 102-ФЗ необходимо исключить п. 10 ст. 25, так как проведе­ние метрологической экспертизы доку­ментации юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей осущест­вляется техническими экспертами и экспертами по аккредитации ЭО и в со­ответствии со ст. 26 102-ФЗ оплачивает­ся заявителями. Эксперты по аккреди­тации из состава Центрального аппара­та Федеральной службы по аккредита­ции, а также территориальных органов являются государственными служащи­ми и содержатся за счет бюджета.

 РЕЗЮМЕ

Предложенная схема проведения обязательной метрологической экспер­тизы документации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждающей их компетентность на выполнение работ и (или) оказание услуг в области ОЕИ (объектов аккре­дитации в области ОЕИ):

  • не требует дополнительных бюджет­ных ассигнований
  • позволяет эффективно функциони­ровать системе аккредитации в обла­сти ОЕИ без привязки к конкретно­му федеральному органу исполни­тельной власти, выполняющему функции аккредитующего органа;
  • не вызывает отторжения у заявите­лей.
Создать действующую систему ак­кредитации в области ОЕИ можно только с опорой на профессионалов.

Отдел аккредитации, аттестации и инспекционного контроля метрологических служб юридических лиц