Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:45 Пт 8:30 - 15:15
Публикации

Маркировка знаками «органик», «био», «эко», «натуральный»

09 июля 2019

mp-4.jpg

Е.Б.Нечаева.jpgКаждый производитель стремится привлечь внимание покупателя. С этой целью используют различные маркетинговые ходы, в том числе и указание на упаковке продукта дополнительной информации. В последнее время растет категория потребителей, ведущих здоровый образ жизни. Именно с расчетом на них и производятся продукты, маркируемые как «органик», «эко», «био», «натуральный». Давайте разберемся в правомерности использования этих терминов.

Начнем с органической продук­ции. Осталось совсем немного времени до введения в действие стандарта об органической продукции. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2020 г. В настоящее время производ­ство органической продукции регулирует следующая нормативная документация:

  • ГОСТ 33980-2016 «Продукция орга­нического производства. Правила про­изводства, переработки, маркировки и реализации»;
  • ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пище­вые органические. Термины и опреде­ления»;
  • ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция орга­нического производства. Порядок про­ведения добровольной сертификации органического производства».

ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспорти­рования» отменен с 01.11.2018 г.

Федеральный закон № 280-ФЗ регу­лирует производство, хранение, транс­портировку, маркировку и реализацию органической продукции; определяет процедуру подтверждения соответствия и введение единого государственного реестра производителей органической продукции.

Самый главный пункт, прописанный в законе, – определение органической продукции. При этом оно отличается от понятия, данного в ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производ­ства. Правила производства, перера­ботки, маркировки и реализации». Орга­ническая продукция – экологически чистые сельскохозяйственная продук­ция, сырье и продовольствие, про­изводство которых соответствует тре­бованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Помимо этого дано определение «органическое сель­ское хозяйство» (совокупность видов экономической деятельности, при осу­ществлении которых применяются спо­собы, методы и технологии, направлен­ные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укреп­ление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв) и «производители органической продук­ции» (юридические и физические лица, которые осуществляют производство, хранение, маркировку, транспортировку и реализацию органической продукции и включены в единый государственный реестр производителей органической продукции).

Для сертифицированной органиче­ской продукции будет разработана отличительная маркировка в виде над­писей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца, что обеспечит считывание све­дений о производителях и видах про­дукции с использованием технических средств. Судя по всему, планируется разработка QR-кода, консолидирован­ного с цифровой маркировкой.

Форма и порядок использования еди­ного знака органической продукции определяются федеральным органом исполнительной власти. Надписи на маркировке могут содержать слово «органический», а также его сокраще­ния или слова, производные от этого слова. Наноситься знак должен на упа­ковку, потребительскую и (или) транс­портную тару или иные носители инфор­мации, прикрепленные к ней либо помещенные в нее. Производитель, который использует знак органической продукции, соответствие которой не подтверждено, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Форма подтверждения органической продукции – добровольная сертифика­ция, которая не заменяет обязательного подтверждения соответствия продукции. Не забывайте, что добровольная сер­тификация - длительный процесс, кото­рый может затягиваться до трех лет, поэтому задуматься о сертификации стоит уже сейчас.

Законом определено такое понятие, как «переходный период», а именно «...при переходе к органическому сель­скому хозяйству и производству орга­нической продукции устанавливается переходный период, в течение которого обеспечивается внедрение правил веде­ния органического сельского хозяйства и производства органической продук­ции». Не допускается размещать мар­кировку органической продукции на упа­ковке, потребительской, транспортной таре сельскохозяйственной продукции, сырья и пищевых продуктов, произве­денных в переходный период.

Сертификация органической продук­ции должна осуществляться только аккредитованными органами по серти­фикации в области процессов про­изводства органической продукции, в частности Орган по сертификации «Ростест-Москва» аккредитован по дан­ному направлению в национальной системе сертификации.

Объектами добровольной сертифика­ции являются процессы производства, хранения и реализации продукции орга­нического производства растительного, животного, микробного происхождения, а также аквакультуры в натуральном, обработанном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу, используемые в качестве корма для животных, посадочного и посевного мате­риала.

Основные требования добровольной сертификации переработанной, расти­тельной и животноводческой продукции органического производства определе­ны в ГОСТ 33980-2016. Рассмотрим их более подробно.

Для всей переработанной продукции:

  • органическое сырье – 95 %, осталь­ное – 5 % из разрешенного перечня;
  • запрещено применять химически соз­данные вещества в процессе перера­ботки;
  • в составе не должно быть веществ, которые имитируют характеристики про­дукта, утраченные при переработке;
  • при изготовлении сертифицирован­ных и обычных продуктов следует раз­делить производственные процессы и сырье как во временном промежутке, так и в пространстве.

Для растительной продукции:

  • конверсия должна продолжаться 2­3 года. Данный период можно сократить до года или отменить его, если заказчик предоставит объективные доказатель­ства;
  • использование удобрений на нату­ральной или органической основе, семян, имеющих сертификаты; преиму­щественное применение механических, физических и биологических способов устранения вредителей растительных организмов;
  • при угрозе урожаю можно применять средства для защиты из утвержденного перечня при предварительном согла­совании с сертифицирующим органом.

Для животноводческой продукции:

  • натуральные органические корма без химически созданных компонентов, запрет содержания животных в клетках; содержание животных без привязи, сво­бодный выгул, для птиц продолжитель­ность светового дня должна составлять минимум 16 ч;
  • минимальное применение лекарст­венных веществ аллопатического типа;
  • запрет методов откорма животных, несущих необратимые последствия, обязательный период конверсии.

С этим вроде бы все достаточно ясно. Но остается вопрос о товарообороте органической продукции в странах Евразийского экономического союза (Таможенного союза) и Европе. Ведь органическая продукция не является объектом технического регулирования. В Европе же законодательство посто­янно меняется. Например, уже введено обязательное кодирование органиче­ской продукции. Код содержит всю информацию о производителе продук­ции, происхождении сырья, методе про­изводства, контролирующем органе.

Что касается использования при­ставки «био», то этот термин обозначен, например, в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013): «При формировании наименований кисломолочных продук­тов, обогащенных пробиотическими микроорганизмами и (или) пребиоти-ками, допускается использование при­ставки «био» с наименованием продук­тов переработки молока, например: «биокефир», «биоряженка».

Для маркировки продукции часто используются термины «натуральный» и «эко». Но ни в одном действующем нормативно-правовом акте, нормативном или техническом документе, определяющем требования к пищевой продукции, эти понятия не установлены. Производитель должен помнить, что любая дополнительная информация, указанная на упаковке, должна быть доказана. За достоверность этой информации несет ответственность изготовитель продукта в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Источник: журнал «Молочная промышленность», апрель 2019 г. (№ 4)