Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ Аттестаты аккредитации, сертификаты и лицензии Прейскурант (цены на услуги) Что такое "Метрология"? Прием средств измерений на метрологическое обслуживание Аттестация Метрологическая экспертиза Калибровка средств измерений Испытания СИ в целях утверждения типа Личный кабинет заказчика услуг по поверке Поверка средств измерений Договоры, счета, коммерческие предложения ПОВЕРКА Аттестат аккредитации Прейскурант (цены на услуги) Что такое "Поверка"? Прием средств измерений в поверку Личный кабинет заказчика Поверочные лаборатории Договоры, счета, коммерческие предложения КАЛИБРОВКА Аттестат аккредитации Что такое "Калибровка"? Прием средств измерений на калибровку Калибровочные лаборатории Договоры, счета, коммерческие предложения ИСПЫТАНИЯ Испытания бытовой техники Испытания пищевой продукции Испытания продукции по физическим показателям Испытания парфюмерно-косметической продукции Испытания промышленного оборудования и мебели Испытания на ЭМС Испытания электронного, электротехнического и работающего на газовом топливе оборудования Испытания средств измерений Испытания продукции легкой промышленности и игрушек Испытания продукции для отделок зданий и помещений Испытания средств индивидуальной защиты Тепловизионное обследование зданий Специальная оценка условий труда Испытания нефтепродуктов Исследования на ГМО СЕРТИФИКАЦИЯ Орган по сертификации продукции и услуг Орган по сертификации систем менеджмента Орган по сертификации электрической энергии Сертификация услуг Нормативные документы по сертификации Технические регламенты Что такое "Сертификация"? СТАНДАРТИЗАЦИЯ Что такое "Стандартизация"? Национальная стандартизация Технические условия (ТУ) Международная стандартизация Наилучшие доступные технологии (НДТ) ПОДДЕРЖКА Филиалы Сергиево-Посадский филиал Орехово-Зуевский филиал Коломенский филиал Клинский филиал Менделеевский филиал Серпуховский филиал Можайский филиал Представительство ФБУ «Ростест-Москва» в г. Дубне
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Москва
Что такое качество?

Что такое качество?

07 Июля 2009 8113
Расхожее значение слова "качественный" применительно к продукции близко к слову "хороший". Качественная продукция обычно бывает подороже. Но всегда ли ваше мнение по поводу качества продукции совпадает с мнением ваших друзей, родителей или жены? Является ли качество продукции чем-то объективным или это нечто субъективное? В отношении китайского споры о качестве разгораются, подчас, с наибольшим ожесточением.
Для начала дадим несколько определений качества.
Стандарт ИСО 8402: "Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности"
Стандарт ИСО серии 9000:2000: "Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик удовлетворяет требованиям"
Какой вывод можно сделать по поводу качества из рассмотрения двух первых определений? Очень простой. Качество - понятие субъективное. Об этом прямо говорит гуру менеджмента качества Э. Деминг: "Качество может быть определено только в терминах конкретного лица...". Проиллюстрируем это простым примером. Один покупатель может заплатить за "рваные" джинсы очень хорошую цену, а другому покупателю они будут и даром не нужны. Тогда о каком качестве (обычно невысоком) мы говорим в случае китайского ширпотреба? Возможно, мы имеем в виду качество товара, которое дано в ГОСТ Р 51303-99 : "Качество товара - совокупность потребительских свойств товара". А кто и как определяет, какие характеристики товара нужно отнести к потребительским свойствам? Может быть, выбор следует доверить экспертам? К сожалению, и это не всегда помогает. Вернемся к нашему примеру с джинсами. Если эксперт с традиционной точкой зрения будет определять (вместо покупателя), что отнести к совокупности потребительских свойств, то "рваные" джинсы никогда не попадут на прилавок. Они будут забракованы как "некачественные". Если же мы обратимся к причинам, по которым покупатель предпочитает товары известных торговых марок, то станет понятнее - в этом случае удовлетворяются потребности, которые не могут быть оценены объективно. В чем можно оценить, например, потерю клиента, который заплатил большие деньги за золотые часы и был уверен, что они сделаны в Швейцарии, а через несколько лет случайно обнаружил, что сделаны эти часы были в Гонконге? Часы при этом не потеряли своих объективных потребительских свойств. Никак не ухудшилась точность их хода, золото не превратилось в серебро. А клиент расстроен и даже может подать в суд на продавца с целью возмещения ему ущерба. Это еще один аргумент в пользу того, что в понятии качества продукции существует большая доля субъективности.
К счастью, в вопросах качества продукции не все абсолютно субъективно. Обычно, большинство покупателей приходят к единому мнению по поводу некоторых объективных показателей продукции, например, надежность, масса-габаритные и прочностные характеристики. Все покупатели предпочитают легкий и прочный чемодан. Вряд ли (при условии равной цены) кто-нибудь будет покупать более тяжелый и менее прочный.
Ряд компаний и организаций пытаются подобрать для основных групп потребительских товаров некоторые объективные характеристики и информируют клиента о результатах проведенных ими испытаний. Для оценки характеристик, относящихся к основным выполняемым продуктом функциям продукции, могут потребоваться длительные, дорогостоящие и достаточно сложные испытания. В России такими испытаниями для многих видов продукции занимается РОСТЕСТ (www.rostest.ru ). В Германии такого рода испытаниями занимаются компании Stiftungwarentest (www.test.de) , TUV Rheinland (программма TUVDOTCOM - www.tuvdotcom.com).
Для оценки ресурса работы стиральных машин проводятся ресурсные испытания продолжительностью более десяти месяцев. Информация о такого рода испытаниях публикуется на сайте РОСТЕСТА (были уже испытаны пылесосы, стиральные машинки, микроволновые печи и много других видов продукции). Проводится оценка ресурса и испытывается выполнение основной функции (для стиральной машинки – степень того, как чисто она отстирывает белье, для пылесоса – степень очистки поверхностей от пыли, грязи, выбросы в воздух пыли). При желании клиент может получить сертификат в Добровольной Системе ГОСТ Р. Этот сертификат условно можно было бы назвать сертификатом качества. Но он имеет официальное другое наименование – Сертификат Соответствия. Соответствия чему? Выбранной производителем программе испытаний.
В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что вопросы качества продукции и все испытания, о которых мы говорили, не имеют никакого отношения к обязательной сертификации в системе ГОСТ Р. Сертификаты обязательной системы ГОСТ Р подтверждают лишь соответствие продукции требованиям стандартов по безопасности и электромагнитной совместимости.

                                                                                                                                                                                                                   Михаил Богатов,
                                                                                                                                                                                   менеджер по России и странам СНГ
                                                                                                                                                                                    компании TUV Rheinland Group Asia.