Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет

МЕТРОЛОГИЯ

ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

СЕРТИФИКАЦИЯ

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG var-2.JPEG transport transport zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG
Градусник для ЛЭП 01.07.20094144

Градусник для ЛЭП

Прецизионный инфракрасный термограф, разработанный учёными столичного центра «Иртис», прошел испытания в   Ростест-Москва и по их результатам внесён в Государственный реестр СИ, допущенных к применению на территории РФ.
Сертификационные испытания подтвердили высокие метрологические характеристики  и разрешающую способность прибора, - говорит Главный специалист Виталий СУХАРЕВ, -  и его использование при осмотре линий электропередачи позволит  быстро выявлять нарушения контактных соединений, нагрев проводов, предотвращая тем самым возможные аварии.

Мониторинг энергетических сетей железных дорог с помощью приборов, фиксирующих тепловое излучение, позволяет своевременно предупредить аварии.

Как сообщил генеральный директор столичного научного центра «Иртис» Михаил Щербаков, энергетическое оборудование можно сравнить с живым организмом. Его «нервы» – это провода, «сердце» – электродвигатели, а «желудок» – трансформатор, преобразующий электроэнергию. Точно так же как легче предупредить болезнь человека, чем лечить его дорогостоящими лекарствами, так и дешевле обходится обнаружить место возможной поломки оборудования, чем потом её устранять.

Поэтому энергетики в соответствии с чётко прописанными регламентами не только регулярно проводят профилактические осмотры техники, но и стараются внедрять приборы, позволяющие быстро обнаружить самые первые признаки возможной поломки. К ним относится прецизионный инфракрасный термограф, разработанный учёными центра.

Он не только даёт визуальный тепловой облик объекта, но и определяет температуру его отдельных частей с точностью до 0,02 градуса в диапазоне от минус 40 до плюс трёх тысяч градусов. При этом на экране термографа появляется тепловая картина объекта, составленная путём последовательного сканирования каждой его точки. Это даёт возможность оперативно выявлять малейшие изменения теплового режима, сигнализирующие о первых признаках неполадок в работе.

Новый прибор сертифицирован Ростестом Госстандарта и внесён в государственный реестр измерений. Его использование при осмотре линий электропередачи позволяет электрикам быстро выявить нарушения контактных соединений, нагрев проводов, предотвратив тем самым возможную аварию.

При диагностике тяговых трансформаторов на экране хорошо видны участки локального перегрева. Эти дефекты можно устранить, произведя профилактическую чистку трансформатора. Когда же на дисплее загорается ярко-оранжевым цветом одна из фаз аппаратуры, то специалисты понимают, что нужно срочно менять оборудование.

По словам учёного, использование термографа позволяет быстро выделить недостаточное охлаждение масла в радиаторах, межвитковые замыкания, нарушение контакта в соединениях. С ним можно быстро и надёжно провести диагностику аккумуляторов на электропоездах, обнаружить «перекос» фаз, перегрузку кабеля и другие неисправности. А при осмотре локомотивов выявить засоры в секции теплообменников и оценить качество распыления форсунок.

Эффективность применения прибора увеличивается при создании баз данных результатов измерений, деталей, их допустимых температур при регулярном мониторинге состояния объектов транспорта. Это позволяет сравнивать текущие измерения температуры энергетического оборудования с базовыми, что значительно повышает точность диагностики.

А в сочетании с разработанным специалистами центра программным компьютерным комплексом «Термодефект» эффективность проверки различной аппаратуры транспорта можно повысить более чем в 30 раз!

Использование подобного программного обеспечения термографов позволяет ремонтникам уже на стадии проверки отдельных узлов энергетического оборудования выявить детали, использование которых может привести к аварии. Например, для проверки проницаемости лопаток энергетических турбин, во многом определяющей срок их работы, учёные создали специальную установку.

Тепловая волна, пропускаемая через лопатку, позволяет отбраковать изделия, использование которых приведёт к аварии. Человеческий глаз этого сделать не может, а вот компьютер, получив данные изменения температуры от термографа, легко справляется с этой задачей.

Первыми испытали новые приборы на Куйбышевской железной дороге. Сотрудник дорожной лаборатории теплотехники и автоматики Владислав Овчинников сообщил «Гудку», что с помощью термографов здесь оценивают тепловые потери зданий и сооружений, теплотрасс, состояние котлов и различной электроаппаратуры.

В результате нововведения работникам магистрали удалось повысить надёжность эксплуатации техники и оборудования, а также добиться значительных успехов в энергосбережении.

Михаил Бурлешин
© Газета «Гудок»

НАЗАДНАЗАД