Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет

МЕТРОЛОГИЯ

ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ТЕЗАУРУС

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG var-2.JPEG transport transport zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

14.03.20141497

Расследование газеты "Трибуна": чем поят россиян?

В конце прошлого года главный нарколог страны Евгений Брюн поразил всех довольно неожиданным заявлением о том, что, оказывается, в России уже несколько лет подряд снижается потребление алкоголя, достигнув едва ли не рекордно малого в новейшей истории страны показателя в 13,5 литра чистого спирта на человека. Но это все равно очень много. Пьют в России по-прежнему крепко. Пьют и травятся. Когда от употребления некачественного, контрафактного алкоголя, а когда и просто от неумных возлияний.

Ежегодно алкоголь становится причиной ухода из жизни около 10 тысяч россиян. Цифра весьма приблизительная. Росстат не учитывает здесь ни самоубийства, совершенные в состоянии алкогольного опьянения, ни пьяные фатальные ДТП, ни смерти, вызванные регулярным и неумеренным употреблением спиртного.
Райцентр Усмань, что в Липецкой области. Около обшарпанного магазина сгрудились мужички. Их вид не оставляет никаких сомнений, они опустились на самое дно и давно оставили любые попытки что-то изменить в своей жизни. Считают мелочь. Через несколько минут гонец с горстью монет и несколькими мятыми купюрами заходит внутрь, а выходит с двумя полуторалитровыми пластиковыми бутылками с желтоватой жидкостью. В среде мужичков заметно оживление. Через полчаса никто уже не может стоять на ногах. Упали там же, где употребили. На покосившейся автобусной остановке, которая больше похожа на общественный туалет. Эта картина уже давно никого здесь не удивляет. Да и не только здесь. Подобные зарисовки можно писать где угодно. В любой из областей, республик и краев нашей необъятной родины.
Но что это за напиток, который валит с ног мужиков и лишает их разума? Ведь насколько нам известно, водку в пластиковую тару еще не разливают (магазины беспошлинной торговли в аэропортах в расчет не берем). Самогон? Тогда почему его продают в магазине? Заходим внутрь, без труда находим уже знакомую ПЭТ бутылку. Ценник – что-то около 120 рублей. Из информации, размещенной на неряшливо наклеенной этикетке, следует, что у нас в руках «Напиток винный «Портвейн 777», произведенный на ООО «Винзавод «Надежда» в Ставропольском крае, в городе Георгиевск, на улице Чугурина-Пушкина, дом 13/86. Покупаем. Пробовать не рискнули, решили доверить это дело профессионалам.

Москва

За консультацией решили обратиться в Испытательный центр продуктов питания и продовольственного сырья «Ростест-Москва». Именно сюда, на Нахимовский проспект, мы привезли нашу купленную в Липецкой области пластиковую бутылку и еще один образец аналогичной продукции из той же ценовой категории, но в стеклянной бутылке объемом 0,75 л.
Сюда же возвращаемся через несколько дней за вердиктом. Передо мной на столе лежат протоколы испытаний за номерами 21239 и 21240 от 21.02.2014. «Приговор» озвучивает ведущий специалист лаборатории сенсорных и физико-химических методов испытаний Испытательного центра «Ростест-Москва» Евгения Григорова:
– Представленные вами на испытание образцы мы проверили на соответствие ГОСТ Р 51159-2009 «Напитки винные. Общие технические условия» и «Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 (с изменениями). И если образец в стеклянной таре соответствовал нормативным требованиям по проверенным показателям, то напиток в ПЭТ упаковке мы забраковали.
Почему? Цитирую вышеупомянутый протокол: «Представленный на испытания образец не соответствует ГОСТ Р 51159-2009 «Напитки винные. Общие технические условия» по органолептическим показателям – внешний вид, вкус, аромат. Вкус простой, разлаженный, чуть сладковатый, с легкой спиртовой жгучестью, что противоречит установленным нормам. иже приведена рекомендация: «Для подтверждения результатов органолептического анализа целесообразно провести испытания по определению природы происхождения этилового спирта». Дана она в связи с тем, что на этикетке продукта представлена информация – «без добавления этилового спирта». Данным советом мы, безусловно, воспользуемся, но несколько позже, когда совершим контрольную закупку по всем требованиям ГОСТ 51144 и ГОСТ 31730-2012.
Но на этом наше пребывание в здании на Нахимовском проспекте не закончилось. Специально для нас сотрудники «Ростест-Москва» провели небольшую презентационную дегустацию, где наряду с нашими образцами были представлены еще два: винный напиток «Портвейн Крымский» и португальское вино – «Классический красный портвейн». Оба напитка можно без труда приобрести в розничной торговой сети Москвы. Первое, на что обратила внимание Евгения Григорова, – это внешний вид бутылок.
– Вот эти образцы стандартные (португальский и крымский портвейны), посмотрите, как наклеена акцизная марка на них и на ваших образцах, – продолжает Евгения, – оно (расположение) несколько нехарактерно: и в одном и другом случае марка наклеена криво и расположена вблизи горловины бутылок. Далее посмотрим информацию о сроках годности данных видов продукции. Везде заявлено, что он неограничен при соблюдении следующих условий: «хранить при температуре от +5 до +200 С и относительной влажности не выше 84 процентов, избегать воздействия прямых солнечных лучей». Напомним, что три образца упакованы в стеклянную тару и только один в пластиковую бутылку. Что касается образца в ПЭТ упаковке, производитель также утверждает, что срок годности его продукта неограничен. Однако это не совсем справедливо. Уже давно ведутся разговоры о том, что требования к напиткам в пластиковой упаковке должны быть более жесткими. В идеале происходит это так: срок годности устанавливается в размере 1 года, по его истечении производитель подтверждает, что качество продукции разлитой в ПЭТ не изменилось, и если все благополучно, продукт переупаковывается и срок продлевается. Резюмируя все вышесказанное, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с контрафактной продукцией.
– А как обстоят дела с точки зрения безопасности в наших образцах?
– Согласно результатам проведенных испытаний, превышения предельно допустимых норм по токсичным элементам не выявлено. Так что, если не пить этот напиток ведрами, то прямой угрозы жизни и здоровью человека нет. Но вот что касается качества… Я бы этот продукт «шедевром» не назвала.
Так почему же эта жидкость в пластиковой таре производит столь сильное впечатление на мужчин, чьи печени хорошо знакомы и с куда более крепкими напитками? Давайте еще раз взглянем на этикетку. Помимо того, что здесь указана объемная доля этилового спирта в размере 14 процентов, так еще и массовая концентрация сахаров составляет 40 граммов на кубический дециметр. Какова его роль в напитке? Во-первых, он сглаживает некие недостатки, придает напитку небольшую слащавость. Без него (сахара) пить данный продукт было бы просто невозможно. Во-вторых, в присутствии сахара спирт быстрее всасывается в кровь, быстрее наступает алкогольное опьянение. Все просто.

Терминология

В настоящее время международное законодательство в области виноделия запрещает использовать родовые названия (херес, кагор, мадера, портвейн и т.д.) для вин, производимых в других странах. В связи с этим идет работа по упорядочению и смене названий таких вин, как в России, так на Украине и в Грузии. Международное право диктует свои условия: производители вынуждены отказываться от терминов, в свое время заимствованных в географических районах Европы: шампанское, коньяк и т.д.
В чем это выражается? Зачастую дело ограничивается тем, что, как в нашем случае, к крупно напечатанному «Портвейн 777» на этикетке гораздо более мелким шрифтом допечатано «напиток винный». Казалось бы, разница невелика, но не тут-то было. Дьявол, как известно, кроется в деталях.
Открываем Федеральный закон
№ 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года (с изменениями от 18 июля 2011 года (№ 218-ФЗ) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Глава первая, статья вторая, пункт 11. Читаем и с изумлением для себя понимаем, что на самом деле от незначительного изменения терминологии зависит очень и очень многое.
Если «вино» – это алкогольная продукция, произведенная в результате полного или частичного брожения ягод свежего винограда или виноградного сусла без добавления этилового спирта, то «винный напиток» – это уже жидкость, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректифицированного этилового спирта. Чувствуете разницу?

Реалии

К сожалению, ситуация в сфере производства и продажи алкогольной продукции мало чем отличается от той, что сложилась в других областях нашей жизни. Здесь, как, впрочем, и везде, действующие нормативные документы оставляют много лазеек для недобросовестных производителей. ГОСТ лишь определяет ряд ключевых параметров. При этом любой производитель знает 1000 и 1 способ, как, используя те или иные не запрещенные законом средства, уложиться в заданные рамки. Да, получившийся продукт не является ядом как таковым, но говорить о его качестве не приходится.
К чему все это ведет? Куда катится российское виноделие? Прежде чем дать ответ, давайте для начала спросим себя, давно ли мы покупали российское вино? А почему? В том-то все и дело, что перенасыщение рынка откровенной гадостью ведет к дискредитации всего виноделия нашей страны. Имея даже средний достаток, человек очень редко, когда обратит внимание на отечественную продукцию. Происходит это по одной простой причине – боится обжечься. И это тем более обидно, учитывая, что в России есть производства, на которых работают квалифицированные специалисты, не нарушаются технологии и которые, как следствие, выпускают продукцию достойного качества. Но в общей массе… Ситуация аховая. Полки магазинов завалены непонятно чем, а люди с небольшим достатком, не имея возможности финансового маневра, вынуждены покупать то, что им предлагают те производители, которые заинтересованы в выпуске этих напитков. По всей видимости, их изготовление для них не слишком трудоемко и достаточно прибыльно.
И не надо думать, что Москва – оазис благополучия. Учитывая, что погрузиться в тему пришлось достаточно глубоко, меня нисколько не удивило сообщение одного из сотрудников нашего издательского дома о том, что аналогичный винный напиток «Портвейн 777» все в той же пластиковой таре был обнаружен в магазине шаговой доступности в одном из спальных районов столицы.
Может быть, лучше обстоит дело с шампанскими и игристыми винами? К сожалению, обрадовать не могу. Только перед Новым годом в «Ростест-Москва» проводили мониторинг качества шампанских и игристых вин. Из 10 представленных на исследование образцов забраковали 8, причем 2 из них – импортного производства. Нарушения? Самые разные, от наличия включений (что недопустимо) до использования окисленных виноматериалов (это явный брак, употреблять такой продукт нельзя).
Что касается национального 40-градусного напитка, то и здесь не все благополучно. На полках магазинов можно найти продукцию самого разного качества. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к тому, что все больше водок становятся сладкими. Почему? Сахаром можно умягчить воду, нивелировать невысокое качество спирта.
Как, учитывая все вышесказанное, не отправиться после застолья прямиком в больничную палату? Прежде всего, не покупайте того, что вам не знакомо. И ни в коем случае не гонитесь за дешевизной. Лучше вовсе ничего не выпить, чем влить в себя непонятную бурду, купленную непонятно где.

НАЗАДНАЗАД