Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:45 Пт 8:30 - 15:15

На пути к точности и качеству: от Поверочных палаток торговых мер и весов - к Государственным региональным центрам стандартизации, метрологии и испытаний

Росстандарт Лого 90 лет.JPG

Единство  измерений – непременное, базовое условие функционирования государства.  Самые точные, самые совершенные измерительные приборы беспомощны, а измерения бессмысленны,  если в стране не сформирована, как часы, работающая  Метрологическая служба. 

Без высокоэффективной метрологии невозможна ни одна сфера деятельности, будь то промышленное производство и сельское хозяйство, контроль безопасности и качества продукции, торговля, здравоохранение и фармакология, метеорология и экология, транспорт и строительство, учет ресурсов (воды, газа, нефти, электроэнергии), наука и образование, коммуникации, обеспечение безопасности населения и обороноспособность государства…

Единство измерений в масштабах, которых не знает ни одна другая страна мира – от Калининграда до Владивостока, от Махачкалы до Мурманска – осуществляет Росстандарт, 90-летие которого мы отмечаем в 2015 году.

Важнейшую роль в системе Государственной метрологической службы играют Федеральные бюджетные учреждения - Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний (далее ЦСМ), которые являются ключевыми звеньями в цепи передачи  точности  с вершин  государственных эталонов к рабочим средствам измерений.

ПОВЕРОЧНЫЕ ПАЛАТКИ. НАЧАЛО ПУТИ

Говоря о сегодняшнем дне Системы ЦСМ, нельзя не вспомнить, как все начиналось.

Датой рождения нынешней Системы государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта принято считать 1899 год. Именно в этом году, на исходе ХIХ века, было принято решение о начале создания в Российской империи, как тогда говорили, «сети»   государственных территориальных поверочных учреждений нового типа,   крестным отцом которых  стал автор этой реформы -  основоположник современной отечественной метрологии Д.И. Менделеев.

Основания для радикального  реформирования организации в стране поверочного дела  были. Газеты писали: «Употребление неверных измерительных приборов – у нас общераспространенное явление. Употребление неточных, а часто и вовсе неверных весов не ограничивается окраинами и глухими местностями: явление это довольно обыкновенно в практике частных промышленных и торговых заведений… Если поэтому у нас в обращении почти нет верных мер и весов, то это происходит далеко не только от злого умысла торговцев, но в большей степени от неудовлетворительной организации поверочного дела».

Первыми опорными точками разворачиваемой в огромной стране сети поверочных учреждений  стали  поверочные палатки торговых мер и весов,  открытые  в сентябре - ноябре 1900 г. в  Санкт Петербурге, Москве, Варшаве и Нижнем Новгороде.

В 1901 г. метрология    утверждается в Харькове, Туле, Нахичевани,  Ростове-на-Дону, Муроме. В 1902 г. поверочные палатки начинают работать  в Киеве, Одессе, Вильно, Екатеринодаре, Риге, Казани, Саратове, Екатеринославле, Екатеринбурге и Уфе.
Всего за 1900 - 1906 гг. было создано 25 поверочных палаток, последние пять  из которых в 1905-1906 гг.  в Ярославле, Курске, Астрахани, Тифлисе и Баку.
Свою метрологическую деятельность новые учреждения начали с поверки и клеймения торговых гирь и весов, мер длины, сыпучих и жидких тел и станков для дров, а также с надзора за находящимися в обращении мерами и измерительными приборами.

О том, сколь высокое значение придавалось государством поверочной деятельности, свидетельствует строгость квалификационных требований, которые предъявлялись Главною палатой мер и весов к набираемому персоналу.
Чтобы стать поверителем, соискателям должности предстояло ус­пешно пройти испытания (как тогда называли экзамены), которые должны были подтвердить, что ими в полной мере освоены правила, инструкции, приемы и способы поверочной деятельности, установленные квалификационной программой, утвержденной собственноручно Министром финансов С.Ю. Витте. Только успешно подтвердившие свою  компетенцию удостаивались ста­туса поверителя, что подтверждало подписанное Управляющим Главною палатой мер и весов Свидетельство: «Сим удостоверяется, что (имярек), практически ознакомившийся с основными метрологическими приемами, при испытании обнаружил знания, предоставляющие ему право быть поверителем в местных поверочных палатках».

Поверителям по статусу была предоставлена возможность беспрепятственного доступа во все ревизуемые фабрики и учреждения, а чинам полиции вменялось в обязанность оказывать им необходимое содействие. Ви­новные в нарушении Высочайше утвержденного Положения о мерах и весах подвергались уголовному наказанию.
Начатая реформа достаточно быстро дала заметный результат: число мер и весов, поступавших на поверку, стало увеличиваться, а количество забракованных мер, напротив,  постепенно уменьшаться.

Так, например, в 1914 г. из 60 тысяч мер и измерительных приборов, поступивших на поверку в Петроградскую палатку, забракованными оказались 57,5 тысяч, а заклеймено было только 2,5 тысячи. При повторной поверке из 28 тысяч уже было забраковано всего лишь немногим более тысячи, а 26,9 тысяч были признаны соответствующими новым нормативам и прошли клеймение. В Министерстве финансов были более чем удовлетворены получаемыми результатами.
За реформу «проголосовало»  и население:  обыватели при покупке мер и весов быстро сориентировались и стали отдавать предпочтение тем, правильность которых была подтверждена клеймом поверочной палатки, а покупая товары,  требовали показать, что те отпускаются с применением правильных, клейменных мер и весов.
Поверочное клеймо на весах и мерах, как хорошая реклама, стало двигателем торговли!

Мы чтим вклад Д.И. Менделеева в российскую метрологию, помним предшественников. Во всех ЦСМ, вышедших из поверочных палаток, сформированы исторические экспозиции, в которых представлены документы той эпохи, а также измерительные приборы, служившие когда-то образцовыми мерами, эталонами. 

  СИСТЕМА ЦСМ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Системная деятельность по стандартизации в нашей стране была начата в 1925 году, когда  Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР был  создан Комитет по стандартизации  при Совете Труда и Обороны. Закономерно, что начало государственной стандартизации было положено  в преддверии и в порядке подготовки к индустриализации, старт которой был дан пятилетним планом 1928-1933 г.г.  Вывести экономику страны, истощенной, обескровленной революциями, гражданской войной, интервенциями, из состояния хаоса    и наладить массовое товарное производство,  можно было только опираясь на системообразующий фундамент общегосударственной стандартизации  с едиными подходами, терминами, типоразмерами, нормами и др.

И стандартизация, безусловно, сыграла важную роль в восстановлении промышленности. Одно из подтверждений тому  в том, что именно  в тот период рождается, говоря сегодняшним языком,  слоган -  «Стандартизация – столбовая дорога прогресса!». В этих словах отражено отношение общества того времени к стандартизации и тем возможностям, которые открывает этот вид деятельности для упорядочения, организации и рационализации производства, повышения производительности труда.
 
В эти годы различные предприятия и учреждения, осознав значение метрологии,  по собственной инициативе начинают обращаться в поверочные палатки   с просьбой о поверке приборов и инструментов, которые тогда не подлежали обязательной поверке и  клеймению -   для измерения размеров в машиностроении, для контроля температурного режима, для измерения расхода и потока пара, газа, воды и других жидкостей,  для испытания механических свойств материалов, твердости металлов и т.п.

В  поверочных палатках   крупных промышленных центров начинает проводиться  факультативная  (необязательная) поверка широкой номенклатуры  приборов, главным образом, промышленного применения.
В их числе  -  пирометры, термоэлектрические и оптические, технические термометры, гальванометры, добавочные сопротивления, шунты, магазины сопротивлений, мосты, потенциометры, фазометры, частотомеры, счетчики реактивной энергии, приборы Шора, Роквелла, Бринелля, тахометры, счетчики оборотов, секундомеры, скобы, резьбовые, конусные и угловые калибры, штангенциркули, микрометры и многие другие.

Одновременно некоторые поверочные палатки  в факультативном порядке выполняли юстировку универсальных микроскопов, оптиметров, машин для испытания материалов, а также поверку и исправление схем включения электрических счетчиков, измерительных трансформаторов и других приборов на распределительных щитах отдельных фидеров.
Предприятия и организации, по просьбе которых велись эти работы, получали аттестаты, где указывались поправки на результаты измерений, которые необходимо было вносить при использовании конкретных приборов. Это стало подготовительным этапом к введению обязательных пове­рок измерительных приборов новых видов.

Но «столбовая дорога прогресса» оказалась вымощенной ухабами, неожиданными развязками и тупиками. Отношение государства и общества  к стандартизации  в разные периоды менялось, и часто - с точностью до наоборот! От возвеличивания,  ни много ни мало,  в «приводной ремень научно-технического прогресса» до приклеивания на этапе перестройки в 80-е годы  ярлыка аж «тормоза» того же самого прогресса.

А были периоды, когда стандартизация отступала на второй, а то и третий план общественного интереса, и, не привлекая к себе излишнего внимания, без шума и пыли, делала свое дело. А именно - служила инструментом организации производства, выполняя по определению присущие ей функции: обеспечение единства измерений, совместимости и взаимозаменяемости, установление разного рода норм и требований.

Во второй половине 30-х годов было не до стандартизации. В результате  худо-бедно работающая  система вместо того, чтобы совершенствоваться в качестве  инструмента организации производства, по сути, разного рода реформированиями, в том числе децентрализацией,  была доведена до состояния упадка. Упадка, опасно дезорганизовавшего промышленность.

Реанимировать систему стандартизации в режиме «скорой помощи» пришлось с  переводом экономики на военные рельсы. Насколько это удалось, выяснилось в 1944 году, когда  В. Емельянов, в то время руководитель Всесоюзного комитета стандартов,  докладывал И. Сталину о достигнутых результатах - об эффективности стандартизации в экономии материалов, снижении трудоемкости и повышении производительности. И, судя по тому,  что  по выходу из кабинета Верховного главнокомандующего глава ведомства не только не был  репрессирован, но даже остался в должности, И. В. Сталин счел, что дела в стандартизации не  так уж плохи и она сыграла свою роль в создании оружия победы.

Действительно, применение стандартного инструмента и оснастки дало  промышленности  экономию многих сотен тонн инструментальной стали. На 36,7% было  сокращено число контрольно-измерительных операций при приемке артиллерийских стандартов. Расширена взаимозаменяемость узлов и деталей, сокращены типы машин, приборов и инструментов. Стандартизация конструкторской и технической документации в судостроении сделала возможной организацию производства взаимозаменяемых механизмов и изделий. Как результат, выпуск отдельных типов малых кораблей к 1943 году вырос по отношению к началу войны на 300%. Производственный цикл с 90 дней сокращен до 30!

Система государственной стандартизации, просуществовавшая вплоть до смены социально-экономических эпох и перехода к экономике, основанной на рыночных принципах развития, начала складываться в  60-е годы под руководством доктора технических наук, профессора Василия Васильевича  Бойцова, к тому времени возглавившего Госстандарт СССР и руководившего ведомством вплоть до 1985 года.

На  Бойцовский период  истории Росстандарта пришелся пик развития Системы  ЦСМ, в которые постепенно начали преобразовываться их предшественники – лаборатории госнадзора.  Это была не просто смена «вывески».  Центры стандартизации и метрологии, как  когда-то поверочные палатки, были учреждениями «нового типа»: на них была возложена задача оказывать    предприятиям практическую помощь в их деятельности по улучшению качества выпускаемой ими продукции.

И надо сказать, они с этой задачей довольно успешно справлялись. Достаточно быстро центры сумели стать в своих регионах заметными, авторитетными и влиятельными организациями.  Не столько благодаря официальному надзорно-контрольному статусу, сколько  признанию предприятиями той реальной поддержки, которую они начали  им оказывать в работе по качеству средствами метрологии и стандартизации. 

Именно ЦСМ стали основными проводниками технической политики  Госстандарта, направленной на повышение качества продукции методами стандартизации,  и таких ее инструментов, как:

Это был период, когда все явственнее  становилось то,  что возможности дальнейшего преимущественно экстенсивного пути развития советской экономики исчерпываются. Интенсификация  виделась, прежде всего, как тогда говорили, в коренном повышении качества, которое  было ахиллесовой пятой ориентированной на количество, на «вал» нерыночной плановой  экономики.

При этом отсутствие в нашей стране рынка с его «гримасами» идеологически преподносилось как «историческое завоевание социализма, избавляющее нас от лихорадящих мир капитализма кризисов перепроизводства». Мол, централизованное планирование и распределение позволяет точно рассчитывать и удовлетворять потребности в тракторах, детских сосках, чулках-носках и т.д., и нам потому не приходится разбазаривать ресурсы на производство излишних товаров. Народу втолковывали, что слишком дорогой и неоправданной роскошью для «общенародной» экономики было бы добиваться качества товаров, как при капитализме, конкуренцией, заведомой избыточностью товарного производства: продукции должно производиться ровно столько, сколько ее нужно стране. И того качества, которое нужно!

На самом же деле страна пребывала в режиме постоянного кризиса перепроизводства, причем, не конкурентоспособной, а именно некачественной, никому не нужной продукции. В условиях острейшего и хронического дефицита всего и вся,  главным показателем эффективности экономической деятельности предприятия был «Его величество Вал», объем выпускаемой продукции, и страна, с энтузиазмом выполняя и перевыполняя план, работала не на потребителя, а на... «склад»!

«План любой ценой» выполнялся ценой... качества! Рекордные выпуски бракованной, некондиционной, недоброкачественной продукции не решали проблему ее дефицита, а лишь усугубляли острейшую нехватку самых необходимых товаров.

РАВНЕНИЕ НА ГОСТ

В этой ситуаци и выход виделся лишь в одном направлении – от ЦСМ все большего и большего «ужесточения дисциплины стандарта». Принуждения производителя работать качественно жесткими административно-командными методами.  «Строгого спроса за качество»! ГОСТы давали такую возможность. Стандарты были обязательны от корки до корки, и на каждом стандарте было начертано: несоблюдение преследуется по закону, вплоть, до уголовной ответственности! И, бывало, преследовали…

Спрос инспекторов госнадзора ЦСМ за качество  должен был быть не только дотошным, строгим, но и требовал очень высокой квалификации. Поэтому штат ЦСМ принципиально  формировался не из числа «столоначальников» , а  специалистами, досконально знающими производство, способными  вникнуть в суть дела и вести с производственниками профессиональный диалог. Ветеран Ленинградского ЦСМ вспоминала: «Мы только своим знанием завоевывали себе авторитет».

В  70-80-е годы становится очевидным, что кроме кнута в виде санкций и репрессий к бракоделам за несоблюдение стандарта, нужен и пряник – экономические стимулы. Но чтобы включить экономические рычаги, нужен «приводной ремень» - механизм оценки качества.

Но как в условиях тотального дефицита, когда потребителю что ни дай – тот счастлив, оценить качество? Центры стандартизации и метрологии привлекаются  к  проведению государственной аттестации продукции по категориям качества. По сути, на их плечи ложится основная работа с предприятиями.  Квалифицированные специалисты оказывают им информационную помощь, консультируют, помогают правильно составить необходимую документацию, участвуют в определении технического уровня номинируемой на Знак качества продукции и подтверждении  стабильности ее производства.

Продукция высшей категории качества (уровня лучших отечественных и зарубежных аналогов) отмечается почетным Знаком качества и получает право на реализацию по более высокой цене. Так же начинает стимулироваться производство новых видов продукции: новинки маркировались так называемым «индексом Н». Предприятиям, отраслям и регионам даже спускался план по удельному весу продукции, подлежащей  аттестации по высшей категории качества. Срыв плана грозил неудачникам большими выволочками в верхах и лишением годовых премий.
О том,  что этот механизм работал, говорит тот факт, что и  в наше время, спустя  многие десятилетия, в другую социально-экономическую эпоху, люди вспоминают «почетный пятиугольник» не только с сарказмом, говорят о полезности  и сегодня иметь вызывающие доверие потребителя  ориентиры и маркеры качества.

«Кнут и пряник» со временем дополнились разработкой программ качества и комплексных систем управления качеством. Такие программы и системы создавались на предприятиях, в регионах, отраслях.
Саратовская система, Львовская, Днепропетровская, Московская, Ярославская. Горьковская… И координаторами и методистами этой деятельности в регионах были ЦСМ.

Удивительно, но методы системной комплексной стандартизации, рожденные на советских оборонных предприятиях и призванные компенсировать отсутствие рыночных механизмов качества, оказались прекрасным к ним дополнением и стали прототипом распространенных сегодня во всем мире систем менеджмента качества.

Если шла борьба за качество, то должен был быть и штаб. В регионах «Штабами точности и качества» стали называть ЦСМ, которые осуществляли госнадзор за соблюдением стандартов, оказывали практическое содействие предприятиям в подготовке к аттестации продукции, в разработке  систем управления качеством, осуществляли методическое руководство созданием заводских, отраслевых и территориальных комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП).

Но, как выяснилось,  даже  самые умные системы бессильны в отсутствие на предприятиях  элементарного порядка, элементарной трудовой дисциплины.  Так зародилась «спасительная» идея госприемки, по примеру ВП (военной приемки), ковавшей никем и никогда неоспариваемое качество советского оружия.

ЦСМ формируют предложения по предприятиям, на которых целесообразно введение государственной приемки продукции, отрабатывают схемы  этой работы, подбирают, готовят и консультируют кадры, которым будет  доверено от имени государства (Государственная приемка!) осуществлять надзор за качеством работ и приемку готовой продукции.
Но даже такая отчаянная акция жесткой эпохи укрепления дисциплины генсека Андропова, как учреждение госприемки, не дала сколько-нибудь существенного результата.  
Хотя  делалось многое: утверждалась  трудовая и исполнительская дисциплина,  ужесточался технический контроль, производства оснащались необходимыми контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами, отрабатывались принципы управления производством,  разрабатывались и внедрялись регламенты на выполне­ние технологических операций, устанавливался контроль за качеством управления про­цессами производства, четкостью его ритма работы…
Вектор был задан верно, но  от наведения порядка нельзя ожидать сиюминутного эффекта.  Это необходимое, но недостаточное условие качественной работы.

Госприемка по существу стала последним и по всем статьям проигранным боем в борьбе за качество. Именно госприемка со всей очевидностью продемонстрировала обреченность попыток найти сколько-нибудь эффективные заменители рыночным мотиваторам качества, стала поводом всерьез и настойчиво говорить о необходимости перехода к рыночной экономике. Справедливости ради скажем, что мероприятия, не формально, не для галочки проведенные предприятиями в сотрудничестве с госприемкой, многим из них помогли с меньшими потерями пережить вхождение в рынок.

С переходом к рынку стандарты перестали быть обязательными, государственный контроль качества канул в лету. Предполагалось, что рынок, товарное изобилие, конкуренция «сами по себе»  все быстро расставят по местам, станут эффективной мотивацией к повышению качества продукции. Контроль качества выпускаемой продукции, мол, должны осуществлять не грозные контролеры, а сами ее производители. Которые, якобы, больше чем кто-либо в условиях рынка заинтересованы в качестве своей продукции.

Что получилось, известно. Отделы технического контроля стали сокращаться и даже упраздняться по логике: качество контролируется рублем! Спросом. Стала хиреть заводская метрология, в то время как точные измерения – основа

технического контроля качества…  Никак не защищенный рынок захлестнул вал фальсификата и контрафакта.

ЗАЩИТНАЯ ДАМБА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ

В начале 90-х, когда на настежь распахнутый перестройкой  российский рынок со всех концов света хлынул поток недоброкачественной продукции,  на базе  ЦСМ были созданы первые, тогда еще государственные органы по сертификации. Нет сомнений в том, что эта деятельность ЦСМ помогла навести определенный порядок на рынке и заложить основы региональных систем защиты здоровья и жизни потребителей от недоброкачественной продукции.

В ФБУ «Ростест-Москва» сохранилось благодарственное письмо мэра Москвы Ю.М.Лужкова, который писал: «Сотни москвичей избежали беды благодаря компетентности и принципиальности ваших экспертов!».
 
Переход к рынку стал тяжелым испытанием для Росстандарта, для ЦСМ. По мере продвижения страны  к рыночной экономике государственная система стандартизации стала подвергаться все более острой критике. И это было естественно: какова экономическая модель – таковой должна быть и стандартизация. Система стандартизации, созданная под командно-административную и планово-распорядительную  экономику,  никак не отвечала реалиям рынка.
 
Начался поиск новой модели стандартизации, и этот крайне болезненный процесс, как для учреждений Росстандарта, так и для экономики страны в целом, затянулся на долгие годы.

«Капитаны производства», сформировавшиеся в эпоху административно-командных принципов управления, привыкли к тому, что к  соблюдению стандартов  и метрологических требований их обязывает главным образом «карающий  меч»  госнадзора.  Вполне естественно, что либерализацию государственного метрологического надзора и снижение его объемов многие руководители истолковали как начало некоей вольницы: быстро было подсчитано, что каждое из 3,5 миллионов предприятий инспектор госнадзора посетит лишь один раз в… 13 лет! В результате,  те,  кто  видели мотивацию к метрологии лишь в госнадзоре, не замедлили существенно ограничить деятельность по метрологическому обеспечению производства.

Инвестиции в метрологию -  это инвестиции в качество. В завтра! Это не короткие деньги. Чтобы оценить эффективность этих вложений, нужно быть руководителем, связывающим свое преуспевание со своим предприятием в длительной перспективе. Временщикам, руководившим предприятиями в тот переходный, «мутный» период, это  было не нужно.

ЦСМ в полной мере ощутили экономический пресс затянувшегося и не всегда логичного формирования новой системы технического регулирования к началу «нулевых», когда сводить концы с концами становилось все тяжелее. Высокой квалификации специалистам   даже психологически было крайне тяжело работать с ощущением невостребованности, ненужности их знаний, опыта, информации.

С другой стороны, было очевидно, что нет в мире ни одной успешной рыночной экономики без четкой и авторитетной  стандартизации, без метрологии. Без системной работы по качеству!  Но понадобились еще долгие годы и неимоверные усилия, прежде чем  Росстандарт и вместе с ним ЦСМ   начали обретать свое место в системе координат рыночной экономики.

НОВАЯ ИСТОРИЯ

Этап реальной адаптации ЦСМ  к рыночной экономике начался, когда ответственность за дальнейшую судьбу этих организаций взяли на себя  руководители нового поколения, профессионально сформировавшиеся в рыночную эпоху и способные  по новому, с позиций менеджмента  взглянуть на стоящие проблемы.

Новые времена требовали выработки новой концепции взаимоотношений с предприятиями регионов. Ее можно свести к следующей программе действий: мы в рынке, и мы не можем ждать, когда предприятия сами осознают, что соблюдение метрологических норм -  важнейшее условие качества и непременное условие конкурентоспособности. То есть требование рынка!

Такой подход требовал ломки привычного сознания, отношения к работе. Если раньше перед метрологическими органи­зациями стояла проблема «в максималь­но возможной степени удовлетворить потребности народного хозяйства в метро­логическом обеспечении», то теперь глав­ная проблема сводилась к другому — фор­мировать такие потребности.

Понимая, что рыночное продвижение услуг по метрологии связано с тем, как скоро предприятия осознают инновационность метрологического обеспечения производства и окупаемость требуемых затрат, метрологи пошли «в народ». ЦСМ провели в регионах  масштабные информационные кампании.

На семинарах, в личных контактах, на переговорах, при каждом удобном случае метрологи разъясняли, что  предприятия  без метрологии будут просто-напросто не в состоянии  перейти на принципиально новые документы в статусе закона РФ – технические регламенты, формулирующие нормы безопасности к параметрам продукции и  базирующиеся на измерениях. Как следствие, их производственная деятельность будет квалифицироваться, как не соответствующая  требованиям российского законодательства.

Одновременно была начата  структурная реформа,   с учетом особенностей региональных экономик  переориентировавшая ЦСМ на направления деятельности, наиболее востребованные в условиях перехода экономики на инновационный путь развития: «Метрология оценки качества пищевой продукции», «Метрология ресурсосбережения», «Метрология и энергоэффективность», «Метрология промышленной безопасности», «Метрология и здоровье человека», «Метрология цифрового телевидения» и др.

В целях организационно-технического обеспечения вышеназванных направлений деятельности  центрам предстояла большая и чрезвычайно затратная работа по модернизации эталонной и испытательной базы, освоению и внедрению большой номенклатуры современного  эталонного оборудования, ротации, омоложению и профессиональной переподготовке кадрового состава.
Впервые в  формат профессиональной подготовки сотрудников ЦСМ было введено ознакомление с основами  маркетинга, менеджмента, мониторинга рынка, формирования ценовой политики применительно к деятельности в области  испытаний и метрологии.

 НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Сегодня Система  ЦСМ демонстрирует  высокий  технический уровень эталонной и испытательной базы. Все центры работают на уровне, отвечающем  метрологическим потребностям предприятий обслуживаемого региона.

Однако жизнь не стоит на месте. Год от года  требования к точности возрастают все стремительнее. Если раньше в среднем жизненный цикл эталона составлял 10-15 лет, то сегодня нужды передовых промышленных технологий, обороны, развития экономики требуют, чтобы эти сроки были сокращены вдвое – до 5-7 лет. Соответственно необходимо подтягивать всю цепь передачи размера единицы, в том числе, вывести на новую ступень метрологический потенциал ЦСМ - звеньев, связывающих госэталоны и рабочие СИ.
И этот процесс – забег человека к точности -  бесконечен. При этом принципиальная особенность метрологии в необходимости обеспечения ее опережающего развития  по отношению к приборостроению. Производители, дистрибьюторы и пользователи новейших средств измерений должны быть уверены в том,  что ЦСМ сумеют предоставить  возможность качественного метрологического обслуживания измерительных приборов, без которого невозможно  их широкое  применение, в частности,  использование в сферах государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Для этого  метрологам надо заблаговременно сформировать информацию об объектах и видах измерений, о требуемых точностных характеристиках, о необходимом программном обеспечении.
В этих целях центры увязывают планы своего технического развития с теми, для кого они работают, с ведущими предприятиями региона,  определяют целевые индикаторы своего развития, ориентируясь на прогнозные потребности основных потребителей метрологических услуг.

В формате этой деятельности  ЦСМ совместно  с отечественными и зарубежными приборостроительными фирмами и их дистрибьюторами проводят семинары с презентацией перспективных образцов измерительной техники, проведением мастер-классов, обсуждением возможностей их метрологического обслуживания

Понятно, что  региональные центры не могут все, как один, быть оснащены  самым дорогостоящим оборудованием, что называется, на все случаи жизни. В этом и нет объективной необходимости. Необходимо, чтобы потребности экономики в точности оптимальным образом удовлетворяла Система ЦСМ в целом.

Поэтому модернизация центров осуществляется в соответствии с единой стратегией развития Государственной метрологической службы, одна из целей которой - оптимизация системы метрологического обслуживания.

Доказала свою эффективность   межрегиональная координация деятельности ЦСМ в масштабе  федеральных округов.  Взаимодействие центров по горизонтали  позволяет в округах (а они у нас по размерам с десяток иных зарубежных стран!) сформировать  метрологическую инфраструктуру, при которой выполнение задачи оперативного и качественного метрологического обеспечения предприятий  достигается при минимальных совокупных затратах.  Это становится возможным благодаря продуманной и согласованной  специализации региональных ЦСМ с учетом возможностей имеющейся у них эталонной базы, интересов их основных партнеров и логистики
Решение задач, поставленных Росстандартом перед государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний на ближайший период и перспективу, обуславливают необходимость  последовательно продолжать выход на новые уровни метрологических возможностей.

Одновременно важно глубже осваивать  применительно к метрологии и испытаниям технологии маркетинга, логистики и иных направлений, обеспечивающих повышение производительности труда и коэффициента использования оборудования, снижение затрат на единицу продукции. Все это должно помочь   в максимальной степени противостоять давлениям на тарифы и поддержать ценовую конкурентоспособность оказываемых услуг.

В настоящее время рынок, в том числе, рынок средств измерений, переживает сложный период, обусловленный кризисной ситуацией, осложняемый внешнеполитическими факторами.  Но даже в условиях снижения импорта СИ и, и как следствие, снижения спроса на метрологические услуги, центрам удается удержать, а некоторым даже нарастить объемы выполненных работ.

В последние годы предприятиями Системы ЦСМ значительно расширены метрологические возможности за счет внедрения нового эталонного оборудования, и,  соответственно,  увеличена номенклатура обслуживаемых СИ. Растет перечень предлагаемых  услуг. В прошлом году целый ряд центров сумел получить лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующих излучений, освоить техническое обслуживание и ремонт изделий медицинской техники, в том числе, такой сложной, как компьютерные томографы, и др.

Привлечь новые  объемы работ помогает развитие   парка передвижных поверочных лабораторий и специализированных автотранспортных средств, позволяющих проводить метрологическое обслуживание средств измерений по месту их эксплуатации.

Все это стало возможным благодаря правильно выбранным приоритетам    модернизации эталонной базы и выверенной тарифной политике. И правильно выстроенным отношением с партнерами. В частности, оказывая консалтинговые услуги, помогая производителям средств измерений и их потребителям найти друг друга, мы стремимся  содействовать  импортозамещению в приборостроении –  в  сфере, имеющей определяющее значение для инновационного развития страны.

Выполняя рекомендации Росстандарта  по принятию мер к обеспечению  открытости и информирования о своей деятельности общества, ЦСМ  для  популяризации значения стандартизации, испытаний  и метрологии используют  все возможные коммуникации с обществом и СМИ, активно работает над расширением своего присутствия в социальных  сетях сети Интернет.

Участвуя в статусе экспертной организации в представительных конкурсных программах, специалисты центров популяризируют  значение стандартизации, метрологии и испытаний для обеспечения, контроля и подтверждения безопасности и качества продукции и услуг.