Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:45 Пт 8:30 - 15:15

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ЦСМ РОССТАНДАРТА СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД (1953-1991 г.г.)

Росстандарт Лого 90 лет.JPG

Можно считать, что современный этап истории становления Системы ЦСМ Росстандарта начинается в 1954 году: во всяком случае,  именно тогда на базе слияния Управления по стандартизации при Госплане СССР и Главной палаты мер и измерительных приборов Министерства финансов СССР был  образован Комитет стандартов, мер и измерительных приборов. Таким образом, вновь созданное ведомство окончательно воссоединило метрологию и стандартизацию. Эти две стороны одной Медали, имя которой – КАЧЕСТВО!
Но сформировать структуру управления, которая бы реализовала органичное слияние стандартизации и метрологии и, тем самым,  обеспечивала синергетический эффект, удалось гораздо позже.

Стандарт стандартов

К началу 60-х сложилась чрезвычайно усложненная  система нормативно-технических документов по стандартизации, что делало ее малопригодной для выполнения решаемых ею задач.  Чтобы улучшить ее действие и реальное влияние на экономику, надо было договориться о правилах, о том, как составлять стандарты.
Формирование Государственной системы стандартизации (ГСС), которая просуществовала вплоть до  перехода к экономике, основанной на рыночных принципах развития, началось  с разработки  основополагающего документа - стандарта на  стандарты!  Названный журналистами конституцией стандартизации, комплекс стандартов (ГОСТ 1.0-68 — ГОСТ 1.5-68)  регламентировал единый порядок разработки, обозначения, регистрации, издания, обращения и внедрения стандартов всех категорий на всех уровнях управления.
Обозначившийся в 60-е годы период истории стандартизации позднее назовут  ее Золотым веком. Во многом достигнутые тогда  авторитет и значимость стандартизации связывают  с именем профессора  Василия Васильевича Бойцова, руководившего Госстандартом свыше 20 лет – с 1963 по 1984 год.
В стандартизацию В.В. Бойцов пришел многоопытным производственником, масштабным  руководителем. Блестящий инженер, видный организатор авиационной промышленности, крупный ученый, доктор технических наук, профессор. Прекрасно понимающий роль и  значение стандартизации для выработки и реализации технической политики.  Со сложившимся представлением о том, какой должна быть стандартизация, «чтобы  не мешать, а помогать производственникам»!
Назначение В.В. Бойцова Председателем Госстандарта СССР не было случайным. В его биографии прослеживается логика и преемственность. Предшествующим местом его работы был НИИ технологии  и организации производства (НИАТ) Министерства авиационной промышленности. Чтобы понять особенность этого НИИ нужно пояснить, что НИИАТ был правопреемником   «Гастевского центра». Так   называли первый в мире Научный центр по организации труда и подготовке квалифицированных кадров Центрального института труда (ЦИТ) -  в честь его первого директора А.К. Гастева,  основоположника социальной инженерии, развивающей теорию и практику  научной организации труда (НОТ).

О том, что НОТ и стандартизация по целям  очень близки, говорит схожесть их биографий: А.К. Гастев  также приложил свои знания и опыт, наработанные в ЦИТе, на поприще стандартизации в должности первого лица – Председателя Всероссийского комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны  в 1932-1936 г.г.
На чрезвычайно ответственную должность директора НИАТ Бойцов был назначен решением Политбюро ВКП (б)  -  более высокой инстанции в руководстве страной тогда не было. Это означало, что окончательное решение принимал сам И.В. Сталин, хорошо пре6дставлявший его потенциал по предшествующей работе в авиапроме.
В период с1947 по 1963 год в НИАТе под  руководством Бойцова выполнен большой комплекс научно-исследовательских работ, имевших очень важное значение для коренной технической и организационной перестройки авиационной и ряда других отраслей промышленности. Здесь будущий глава Госстандарта СССР  приобретает бесценный практический опыт типизации технологических процессов, взаимозаменяемости в самолетостроении, программирования технологических процессов, комплексной механизации и автоматизации производства.
Здесь, в НИАТ, на модели самолетостроения В.В. Бойцовым была заложен отечественная школа организации производства, в основе которой – нормализация и типизация технологических процессов, создание гибких производств, агрегатирование и взаимозаменяемость.

Чтобы идея овладела массами

Возглавив Госстандарт СССР, Бойцов обретет  возможности развить  и тиражировать эти наработки средствами стандартизации в интересах всей промышленности, всей экономики.
Прекрасно понимая, что успех «нормотворчества» в решающей степени зависит от того, удастся ли заручиться поддержкой власть предержащих и широкой общественности, новый руководитель начинает с того,  что мы сегодня называем PR-компанией.

9 января 1964 года в «Известиях», второй по значимости газете в стране после партийной «Правды» (органа ЦК КПСС), выходит статья «Стандарт высокого качества». Ученые первой величины  - академики А.И.Берг и Б. В. Гнеденко, доктор технических наук Я.Б. Шор, а также  Председатель Всесоюзного научно-технического общества по надежности и контролю качества Я.М. Сорин   сформулировали значение  и роль стандартизации и Комитета стандартов в деятельности по повышению качества продукции в эпоху научно-технического прогресса. Сегодня мы понимаем,  что крупные ученые, поставив свои подписи под статьей,  своим авторитетом поддержали, благословили  нового руководителя стандартизации. А собственно «водил пером», отражая в статье видение проблемы В.В. Бойцовым,  Яков Михайлович Сорин, ближайший  его соратник, всю свою последующую жизнь посвятивший стандартизации.
Статья сделала свое дело. По законам того времени, реагируя на выступление прессы, Комитет «признает важность и своевременность поставленных в статье вопросов» и  проводит резонансное рабочее совещание с участием известных ученых и инженерно-технических работников, которые в один голос отмечают, что «для обеспечения максимального использования возможностей стандартизации необходимо принятие неотложных государственных мер по коренному изменению ее масштабов и содержания».

Так был дан импульс подготовке  постановления Совета Министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране», которое вышло  ровно через год после исторической публикации в «Известиях» - 11 января 1965 года.
В.В. Бойцов понимал значение популяризации целей и значения стандартизации и всегда этой деятельности уделял первостепенное внимание. При Политехническом музее был открыт Кабинет стандартизации, надежности и контроля качества. На ВДНХ открывается павильон «Стандарты СССР». Начинает функционировать Дом научно-технической пропаганды стандартизации. На смену узкоспециализированному журналу «Стандартизация» приходит более популярный и ориентированный на широкий круг читателей авторов до наших дней сохранившийся журнал «Стандарты и качество».  Стоит заметить, что именно в Госстандарте СССР  был создан первый в стране ведомственный пресс-центр.

Центры стандартизации и метрологии

В 70-е годы территориальные органы Госстандарта получают сохранившееся по сегодняшний день наименование  -   Центры стандартизации и метрологии.  Это  была  не просто  «смена вывески».  ЦСМ, как  когда-то поверочные палатки, были учреждениями «нового типа»: на них  возлагалась ответственная задача  - оказывать    предприятиям практическую помощь в  деятельности по улучшению качества   средствами стандартизации и метрологии. И надо сказать, они с этой задачей довольно успешно справлялись. Достаточно быстро центры сумели стать в своих регионах заметными, авторитетными и влиятельными организациями.  Не столько благодаря официальному надзорно-контрольному статусу, сколько  признанию предприятиями той реальной поддержки, которую они начали  им оказывать в работе по качеству средствами метрологии и стандартизации. 
Именно ЦСМ стали основными проводниками технической политики  Госстандарта, направленной на повышение качества продукции методами стандартизации,  и таких ее инструментов, как:

Новация 80-годов -  системы управления качеством: Саратовская,  Ярославская, Горьковская, Ленинградская, Московская… Так рождались идеи и решения,  позднее реализованные в Системах менеджмента качества. Координаторами  этой деятельности в регионах были ЦСМ - «Штабы качества», как  их стала  называть пресса.
Когда вводится госприемка продукции, именно ЦСМ отрабатывают схемы  этой работы, подбирают и готовят кадры.
В начале 90-х на базе  ЦСМ были созданы первые органы по сертификации. Их деятельность помогла заложить основы региональных систем защиты здоровья и жизни потребителей от недоброкачественной продукции.
Переход к рынку стал серьезным испытанием  для ЦСМ. Новые времена требовали  новой концепции взаимоотношений с предприятиями. Если раньше стояла проблема «удовлетворить потребности экономики в метрологии», то теперь надо было — формировать  такие потребности.
ЦСМ проводят  в регионах информационные кампании, разъясняют нормы Закона об обеспечении единства измерений и значение точности измерений для выполнения требований технических регламентов.
 
Это был период, когда все явственнее  становилось то,  что возможности дальнейшего преимущественно экстенсивного пути развития советской экономики исчерпываются. Интенсификация  виделась, прежде всего, как тогда говорили, в коренном повышении качества, которое  было ахиллесовой пятой ориентированной на количество, на «вал» нерыночной плановой  экономики.
При этом отсутствие в нашей стране рынка с его «гримасами» идеологически преподносилось как «историческое завоевание социализма, избавляющее нас от лихорадящих мир капитализма кризисов перепроизводства». Мол, централизованное планирование и распределение позволяет точно рассчитывать и удовлетворять потребности в тракторах, детских сосках, чулках-носках и т.д., и нам потому не приходится разбазаривать ресурсы на производство излишних товаров. Народу втолковывали, что слишком дорогой и неоправданной роскошью для «общенародной» экономики было бы добиваться качества товаров, как при капитализме, конкуренцией, заведомой избыточностью товарного производства: продукции должно производиться ровно столько, сколько ее нужно стране. И того качества, которое нужно!
На самом же деле страна пребывала в режиме постоянного кризиса перепроизводства, причем, не конкурентоспособной, а именно некачественной, никому не нужной продукции. В условиях острейшего и хронического дефицита всего и вся,  главным показателем эффективности экономической деятельности предприятия был «Его величество Вал», объем выпускаемой продукции, и страна, с энтузиазмом выполняя и перевыполняя план, работала не на потребителя, а на... «склад»! «План любой ценой» выполнялся ценой... качества! Рекордные выпуски бракованной, некондиционной, недоброкачественной продукции не решали проблему ее дефицита, а лишь усугубляли острейшую нехватку самых необходимых товаров.

Равнение на ГОСТ

В этой ситуации выход виделся лишь в одном направлении – от ЦСМ все большего и большего «ужесточения дисциплины стандарта». Принуждения производителя работать качественно жесткими административно-командными методами.  «Строгого спроса за качество»! ГОСТы давали такую возможность. Стандарты были обязательны от корки до корки, и на каждом стандарте было начертано: несоблюдение преследуется по закону, вплоть, до уголовной ответственности! И, бывало, преследовали…
Спрос инспекторов госнадзора ЦСМ за качество  должен был быть не только дотошным, строгим, но и требовал очень высокой квалификации. Поэтому штат ЦСМ принципиально  формировался не из числа «столоначальников», а  специалистами, досконально знающими производство, способными  вникнуть в суть дела и вести с производственниками профессиональный диалог. Ветеран Ленинградского ЦСМ вспоминала: «Мы только своим знанием завоевывали себе авторитет».
В  70-80-е годы становится очевидным, что кроме кнута в виде санкций и репрессий к бракоделам за несоблюдение стандарта, нужен и пряник – экономические стимулы. Но чтобы включить экономические рычаги, нужен «приводной ремень» - механизм оценки качества.
Но как в условиях тотального дефицита, когда потребителю что ни дай – тот счастлив, оценить качество? Центры стандартизации и метрологии привлекаются  к  проведению государственной аттестации продукции по категориям качества. По сути, на их плечи ложится основная работа с предприятиями.  Квалифицированные специалисты оказывают им информационную помощь, консультируют, помогают правильно составить необходимую документацию, участвуют в определении технического уровня номинируемой на Знак качества продукции и подтверждении  стабильности ее производства.
Продукция высшей категории качества (уровня лучших отечественных и зарубежных аналогов) отмечается почетным Знаком качества и получает право на реализацию по более высокой цене. Так же начинает стимулироваться производство новых видов продукции: новинки маркировались так называемым «индексом Н». Предприятиям, отраслям и регионам даже спускался план по удельному весу продукции, подлежащей  аттестации по высшей категории качества. Срыв плана грозил неудачникам большими выволочками в верхах и лишением годовых премий.

О том,  что этот механизм работал, говорит тот факт, что и  в наше время, спустя  многие десятилетия, в другую социально-экономическую эпоху, люди вспоминают «почетный пятиугольник» не только с сарказмом, говорят о полезности  и сегодня иметь вызывающие доверие потребителя  ориентиры и маркеры качества.
«Кнут и пряник» со временем дополнились разработкой программ качества и комплексных систем управления качеством. Такие программы и системы создавались на предприятиях, в регионах, отраслях.
Саратовская система, Львовская, Днепропетровская, Московская, Ярославская. Горьковская… И координаторами и методистами этой деятельности в регионах были ЦСМ.
Удивительно, но методы системной комплексной стандартизации, рожденные на советских оборонных предприятиях и призванные компенсировать отсутствие рыночных механизмов качества, оказались прекрасным к ним дополнением и стали прототипом распространенных сегодня во всем мире систем менеджмента качества.
Если шла борьба за качество, то должен был быть и штаб. В регионах «Штабами точности и качества» стали называть ЦСМ, которые осуществляли госнадзор за соблюдением стандартов, оказывали практическое содействие предприятиям в подготовке к аттестации продукции, в разработке  систем управления качеством, осуществляли методическое руководство созданием заводских, отраслевых и территориальных комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП).
Но, как выяснилось,  даже  самые умные системы бессильны в отсутствие на предприятиях  элементарного порядка, элементарной трудовой дисциплины. Так зародилась «спасительная» идея госприемки, по примеру ВП (военной приемки), ковавшей никем и никогда неоспариваемое качество советского оружия.

ЦСМ формируют предложения по предприятиям, на которых целесообразно введение государственной приемки продукции, отрабатывают схемы  этой работы, подбирают, готовят и консультируют кадры, которым будет  доверено от имени государства (Государственная приемка!) осуществлять надзор за качеством работ и приемку готовой продукции.
Но даже такая отчаянная акция жесткой эпохи укрепления дисциплины генсека Андропова, как учреждение госприемки, не дала сколько-нибудь существенного результата.  
Хотя  делалось многое: утверждалась  трудовая и исполнительская дисциплина,  ужесточался технический контроль, производства оснащались необходимыми контрольно-измерительными приборами и испытательными стендами, отрабатывались принципы управления производством,  разрабатывались и внедрялись регламенты на выполне­ние технологических операций, устанавливался контроль за качеством управления про­цессами производства, четкостью его ритма работы…
Вектор был направлен верно, но  от наведения порядка нельзя ожидать сиюминутного эффекта.  Это необходимое, но недостаточное условие качественной работы.

Госприемка по существу стала последним и по всем статьям проигранным боем в борьбе за качество. Именно госприемка со всей очевидностью продемонстрировала обреченность попыток найти сколько-нибудь эффективные заменители рыночным мотиваторам качества, стала поводом всерьез и настойчиво говорить о необходимости перехода к рыночной экономике. Справедливости ради скажем, что мероприятия, не формально, не для галочки проведенные предприятиями в сотрудничестве с госприемкой, многим из них помогли с меньшими потерями пережить вхождение в рынок.
С переходом к рынку стандарты перестали быть обязательными, государственный контроль качества канул в лету. Предполагалось, что рынок, товарное изобилие, конкуренция «сами по себе»  все быстро расставят по местам, станут эффективной мотивацией к повышению качества продукции. Контроль качества выпускаемой продукции, мол, должны осуществлять не грозные контролеры, а сами ее производители. Которые, якобы, больше чем кто-либо в условиях рынка заинтересованы в качестве своей продукции.
Что получилось, известно. Отделы технического контроля стали сокращаться и даже упраздняться по логике: качество контролируется рублем! Спросом. Стала хиреть заводская метрология, в то время как точные измерения – основа технического контроля качества…  Никак не защищенный рынок захлестнул вал фальсификата и контрафакта. Страна вступала в 90-е…