Российская стандартизация на сломе
эпох
Вследствие распада СССР и в связи с формированием
структуры власти вновь созданного государства - Российская Федерация, в 1991
г. на базе Российского республиканского управления Госстандарта СССР Указом
Президента России был образован Государственный комитет Российской Федерации по
стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), ставший
правопреемником Госстандарта СССР.
Первым Председателем Госстандарта России был
назначен Сергей Фёдорович Безверхий, ранее Народный депутат РСФСР, директор Научно-исследовательского
центра по испытаниям и доводке автомототехники (г. Дмитров), доктор технических
наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили» Московской государственной
академии автомобильного и тракторного машиностроения, лауреат Премии Совета Министров
СССР.
Перед Госстандартом России самим временем,
переходом экономики страны к рыночной экономике были поставлены две главные и
весьма противоречащие друг другу задачи. С одной стороны требовалась
максимальная рыночная либерализация системы стандартизации. С другой -
принятие действенных мер по защите жизни и здоровья людей от
недоброкачественной продукции, бурным и мутным потоком хлынувшей на практически
никак не защищенный потребительский рынок.
Дело в том, что по мере продвижения страны к
рыночной систему хозяйствования все больше и острее давали о себе знать
издержки зацентрализованности государственного регулирования экономики - явно
избыточные государственные функции, громоздкие процедуры, необоснованно
завышенные требования к продукции и разного рода процедурам. Стандарты с высоких
трибун и в прессе стали называть «путами, связывающими ищущих, предприимчивых,
по-новому думающих товаропроизводителей». Основания на это, конечно, были.
Стандартизация, сформированная под совсем иные
экономические условия, цели и задачи, действительно требовала нового
концептуального осмысления.
Тогда на каждом стандарте тогда было начертано:
несоблюдение преследуется по закону, вплоть до уголовной
ответственности! Обязательные «от корки до корки» стандарты, в отсутствие
рынка, выполняли функции жесткого и по сути единственного регулятора качества.
Не будем говорить об эффективности этого механизма. Будучи искусственно
сконструированным, «рукотворным», идеальным заменителем рынка и конкуренции в
смысле регулирования качества он, конечно же, не был и не мог стать таковым. Но
и альтернативы жесткому, «все и вся» регламентирующему стандарту в нерыночной
экономике не было в принципе.
Но то, что было объективной необходимостью в
условиях административно-командной экономики, становилось барьером на пути
расширения самостоятельности субъектов хозяйствования.
Однако одновременно с упрощением системы
стандартизации остро стояла полярная задача - защита рынка и потребителей от
потенциально опасной, изготовленной с вольными и невольными нарушениями
продукции.
Начался поиск системы технического регулирования,
которая бы одновременно решала эти обе задачи. Поиск, который затянулся на
многие годы, и при этом не всегда шел в верном направлении.
Закон о стандартизации
В 1993 году принимается Закон о стандартизации,
устанавливающий правовые основы стандартизации в Российской Федерации.
Законодательно на территории России
устанавливался единый механизм реализации государственной политики по вопросам
стандартизации, который определял компетенцию федеральных органов власти, а
также права и обязанности в области стандартизации юридических и физических
лиц.
Государственное управление стандартизацией
возлагалось на Государственный комитет по стандартизации и метрологии. То есть
на Госстандарт возлагались формирование и реализация государственной политики в
области стандартизации, осуществление государственного контроля и надзора за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участие в
работах по международной (региональной) стандартизации, организация
профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также установление правил
применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций
по стандартизации.
К нормативным документам по стандартизации
законом 1993 года были отнесены: государственные стандарты Российской
Федерации; применяемые в установленном порядке международные (региональные)
стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские
классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты
предприятий; стандарты научно-технических и инженерных обществ.
Закон определял, что основные цели
стандартизации направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг
для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и
информационной совместимости, и взаимозаменяемости продукции; качества
продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и
технологии; единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности
хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных
катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной
готовности страны.
В этом многоцелевом списке нет… качества! Так
качество было выведено из зоны ответственности государства.
Однако поясним. Революционной новацией закона «О
стандартизации» стала впервые введенная норма добровольности применения
государственных стандартов. Если ранее все государственные стандарты были
обязательны, как говорилось выше, «от корки до корки», то теперь обязательными
для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности становились только те
требования, которые устанавливались для обеспечения безопасности продукции,
работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для
обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости
продукции, единства методов их контроля и единства маркировки. Все иные
требования (требования по качеству!) отныне становились добровольными для
соблюдения и подлежали соблюдению лишь в том случае, если были прописаны в
договоре на поставку или в технической документации изготовителя продукции.
То есть в том случае, если сам «взялся за гуж»… Ну а не взялся, так и говорить
нечего.
Так законодательно была закреплена
рыночная концепция, согласно которой качество было признано рыночной
категорией и его показатели перестали быть обязательными. В несколько
вульгаризованной форме ту логику можно представить так: желаешь выручить за свой
товар больше, потрудись обеспечить качество. Что касается потребителя, то тут с
точностью до наоборот: предпочитаешь товар более высокого качества – будь готов
заплатить дороже. Другими словами качество регулируют исключительно - рынок и
цена. Образно говоря, если раньше качество продукции должна была гарантировать
маркировка «ГОСТ», то теперь эта функция возлагалась на ценник.
Конечно, качество - функция от
стоимости. С этим не поспоришь! То, что дешево, редко может быть качественно.
Но гладко, как выяснится, было только на бумаге. Уж очень далеки порой самые
стройные и вроде бы очевидные умозрительные построения от жизненных
конструкций. Правило «по цене и качество» с утверждением рынка не
восторжествовало. Даже самая запредельная цена не стала «зеркалом» качества
продукта. Наоборот, манипулирование откровенно завышенной стоимостью
становится ходовым маркетинговым приемом: пусть, мол, народ тешит себя
надеждой, что высокая цена на товар обусловлена очень высоким качеством...
Возникла и другая проблема: если
называть вещи своими именами - массовая и почти что узаконенная фальсификация.
Фокус в том, что стоило теперь производителю выполнить регламентируемые
стандартом обязательные требования по безопасности (чтобы пользователя током не
убило! чтобы потребителя не отравило! и т.д.), и это давало ему право украсить
свою продукцию маркировкой ГОСТ. Несмотря на то, что рекомендованные этим же
ГОСТом требования по качеству им вчистую проигнорированы. А люди никак не могли
понять, почему вроде «гостовский» товар, а к обещанному этим ГОСТом качеству
никакого отношения не имеет?! В том смысле, что, несмотря на гостовскую
маркировку, требованиям по качеству этого ГОСТа не отвечает!
Конечно,
бессмысленно требовать от всех производителей выпуска только высококачественной,
а стало быть, весьма дорогостоящей продукции. В этом не оставляет опыт советской
стандартизации. Но и путь, выложенный благими намерениями добровольности
требований по качеству, не вел к храму качества… Специалисты осознали это
довольно быстро (а кто-то и сразу!), но понадобились долгие годы, чтобы мы
подошли к поиску конкретных решений вечной проблемы качества. Но об этом выше,
когда будем говорить о новейшем этапе истории российской стандартизации, который
называют ее перезагрузкой.
Одновременно с законом «О стандартизации» в 1993
году были приняты законы «О сертификации продукции и услуг» и «Об обеспечении
единства измерений».
Сначала о сертификации.
Закон «О сертификации продукции и
услуг»
Именно этот
закон должен был нейтрализовать те риски для потребителей, которыми обернулись
исчезновение дефицита и товарное изобилие. Ведь скоро стало ясно, что даже ранее
столь недоступные и столь же желанные «заграничные» товары далеко не всегда
качественны и даже безопасны. Особенно в условиях незащищенного
рынка!
К тому
времени сертификация, давно ставшая правилом в странах рыночной экономики,
перестала и для нас быть полной «экзотикой». Во всяком случае, для
специалистов.
Госстандарту
еще в 1984-1988 гг. предписывалось совместно с Министерством иностранных дел и
с участием других заинтересованных министерств и ведомств обеспечить
проведение работ, направленных на присоединение СССР к международным системам и
соглашениям или заключение соглашений с другими странами по сертификации
продукции. Без этой «стыковки» становились невозможным межгосударственное и
международное сотрудничество.
Первым
правовым актом в этом направлении стало постановление Совета Министров СССР от
18 сентября 1984 г. «О порядке сертификации продукции машиностроения». В
перечень продукции, подлежащей сертификации, вошли легковые автомобили, тракторы
и сельскохозяйственные машины, изделия электронной техники, бытовые
электроприборы, бытовая радиоэлектронная и звуковоспроизводящая аппаратура,
медицинские приборы и др.
Для осуществления поставленной задачи в 1986 г. было принято «Временное
положение о сертификации продукции машиностроения в СССР».
Вопросы сертификации нашли отражение в постановлении Совета Министров от 21
апреля 1988 г. «О перестройке деятельности и организационной структуры
Государственного комитета СССР по стандартам».
Постановлением
Совета Министров от 17 октября 1989 г. «Об организационной структуре
Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам»
Госстандарту было поручено возглавить работу по созданию национальной системы
сертификации продукции и развитию сети испытательных центров, соответствовавших
международным требованиям, а также возложена функция по формированию и
реализации комплексных мер для развития и надежного функционирования сети
центров аттестации производств и сертификации продукции, отвечавших
международным требованиям.
7 февраля 1992 г. был принят закон «О защите
прав потребителей», установивший, что товар (работа, услуга), на который
законами или стандартами устанавливались требования, обеспечивавшие
безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а
также средства, обеспечивавшие эту безопасность, подлежали обязательной
сертификации.
С целью дальнейшего развития сертификации с
учетом уже приобретенного опыта и изменений, стремительно происходящих в
экономике страны, Госстандартом был разработан специальный закон «О
сертификации продукции и услуг», принятый 10 июня 1993 г.
Этот закон наделял Госстандарт правом:
формировать и реализовывать государственную политику в области сертификации;
устанавливать общие правила и рекомендации по проведению сертификации на
территории страны, публиковать официальную информацию о них; проводить
государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия,
публиковать официальную информацию о них; готовить предложения о присоединении
к международным (региональным) системам сертификации; заключать в установленном
порядке соглашения с международными (региональными) организациями о взаимном
признании результатов сертификации; представлять Российскую Федерацию в
международных (региональных) организациях по вопросам сертификации в качестве ее
национального органа.
Согласно закону обязательная сертификация должна
была осуществляться в случаях, предусмотренных законодательством, а организация
и проведение работ в этой области возлагались на Госстандарт и на другие
государственные органы управления.
Отныне не допускалась продажа товара, в том числе
импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и не
маркированного в установленном порядке знаком соответствия.
Было необходимо в самые сжатые сроки создать
систему сертификации, которая бы, в первую очередь, гарантировала безопасность
продуктов питания, бытовой техники и других товаров народного
потребления.
Первые органы по сертификации создавались на базе
ЦСМ Госстандарта, которые располагали необходимой для исследований
испытательной базой и штатами инспекторов по надзору за соблюдением стандартов.
Опыт последних был очень важен, поскольку сертификация подтверждала соответствие
продукции обязательным требованиям государственных стандартов. То есть
подтверждала безопасность (но не качество!) продукции.
Специалисты в прессе людям разъясняли, что
сертификация переводится с латинского, как «сделано верно». И настоятельно
рекомендовали: при покупке обязательно спрашивайте сертификат!
Принципиальными изменениями и
дополнениями, внесенными в 1998 году законом «О внесении изменений и
дополнений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»,
являлись введение декларации изготовителя о соответствии продукции установленным
требованиям; снятие неоправданных ограничений в участии организаций в работах
по обязательной сертификации; новый подход к добровольной
сертификации.
Сертификация сделала свое, помогла навести
элементарный порядок с безопасностью товаров на потребительском рынке. В 2000
году мэр Москвы Ю.М. Лужков, поздравляя коллектив Ростет-Москва со 100-летним
юбилеем организации, особо отметил значение деятельности по сертификации:
«Сотни москвичей, сам того не подозревая, избежали беды, благодаря
ответственности и компетентности специалистов Ростест-Москва».
Однако непродуманные попытки снизить
административное и экономическое давление на производителей, прежде всего,
«демонополизация» сертификации, предпринятая в целях «снятия неоправданных
ограничений в участии организаций в работах по обязательной сертификации,
привели к началу стремительной деградации. Недобросовестные игроки быстро свели
важнейшую функцию защиты здоровья и жизни потребителей к продажам сертификатов,
ценность которых была не больше цены бумаги, на которой они напечатаны.
Закономерно росло раздражение общества, которое требовало положить конец
грязному бизнесу и обеспечить эффективную защиту рынка от опасной продукции.
Чтобы понять «масштаб бедствия», достаточно
сказать, что в 2015году Росаккредитация лишила аккредитации 1245 компаний,
работающих в области оценки соответствия продукции требованиям безопасности и
качества. Это примерно 1/10 от всех организаций, занимающихся подтверждением
соответствия на рынке РФ. И нет сомнений, что это только начало очистительного
процесса, не завершив который, нельзя создать действенную систему защиты
потребителей.
Закон
«О техническом регулировании»
В 2003 году с вступлением в силу Федерального
закона «О техническом регулировании» начинается новый этап реформирования
национальной системы стандартизации.
Целями реформирования были заявлены: снижение
административного и экономического давления на производителей; расширение
возможностей производителей за счет устранения избыточных требований и процедур;
снятие технических барьеров в торговле; повышение эффективности защиты рынка от
опасной продукции.
С принятием закона «О техническом регулировании»
главным и единственно обязательным нормативным документом становится Технический
регламент, устанавливающий только требования по безопасности. ГОСТы стали
главным образом обеспечивающим документом. То есть их исполнение является
способом и доказательством выполнения требований технических регламентов.
Соответственно исподволь начало выхолащиваться содержание стандартов – из них
стали уходить показатели качества. Те ориентиры, которые по результатам
дорогостоящих НИР и ОКР, маркетинговых исследований нацеливали и выводили
предприятия на новые уровни качества.
ГОСТы (отныне – национальные стандарты), что
называется, в одночасье стали документами добровольного применения.
Производители валом стали «съезжать» с жестких стандартов на мягкие до
податливости ТУ.
Все большему числу людей, в том числе, далеких
от профессиональной деятельности в области стандартизации, становилось ясно, что
в поиске «смысла» стандарта мы все еще далеки от заветного финиша. В газете
«Московский тест», выпускаемой Ростест-Москва, в публикации, посвященной
80-летию Росстандарта, успокаивающе и обнадеживающе сообщалось: работа по
созданию более эффективной, востребованной промышленностью и потребителями
национальной системы стандартизации продолжается.
Понадобилось
более 10 лет применения закона, кардинальная смена руководства Росстандарта,
общественное движение в защиту стандартизации, чтобы та была «реабилитирована»
и нашла свое место и роль в государственном регулировании.