Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:45 Пт 8:30 - 15:15

Российская стандартизация на сломе эпох

Вследствие распада СССР и в связи с формированием структуры власти вновь созданного государства -  Российская  Федерация, в 1991 г. на базе Российского республиканского управле­ния Госстандарта СССР Указом Президента России был образо­ван Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстан­дарт России), ставший правопреемником Госстандарта СССР.
Первым Председателем Госстандарта России был назначен Сергей Фёдорович Безверхий, ранее Народный депутат РСФСР, директор Научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники (г. Дмитров), доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Автомобили» Московской государственной академии автомобильного и тракторного машиностроения, лауреат Премии Совета Министров СССР.
Перед Госстандартом России самим временем, переходом экономики страны к рыночной экономике были поставлены две главные и весьма противоречащие друг другу задачи.  С одной стороны требовалась  максимальная рыночная либерализация системы стандартизации.  С другой - принятие действенных мер по защите жизни и здоровья людей  от недоброкачественной продукции, бурным и мутным потоком хлынувшей на практически  никак не защищенный потребительский рынок.
 
Дело в том, что по  мере продвижения страны к рыночной систему хозяйствования  все больше и острее  давали о себе знать издержки  зацентрализованности государственного регулирования экономики - явно избыточные государственные функции, громоздкие процедуры, необоснованно завышенные требования к продукции и разного рода процедурам. Стандарты с высоких трибун и в прессе  стали называть «путами, связывающими  ищущих, предприимчивых, по-новому думающих товаропроизводителей». Основания на это, конечно,  были.
Стандартизация, сформированная под совсем иные экономические условия, цели и задачи,  действительно требовала нового концептуального осмысления.
Тогда на каждом стандарте тогда было начертано: несоблюдение преследуется по закону, вплоть до уголовной ответственности!  Обязательные «от корки до корки» стандарты,  в отсутствие рынка, выполняли функции жесткого и по сути единственного  регулятора  качества. Не будем говорить об эффективности этого механизма. Будучи искусственно сконструированным, «рукотворным», идеальным заменителем рынка и конкуренции  в смысле регулирования качества он, конечно же,  не был и не мог стать таковым. Но и  альтернативы жесткому, «все и вся» регламентирующему стандарту в нерыночной экономике  не было в принципе.
Но то, что было объективной необходимостью в условиях административно-командной экономики, становилось барьером на пути  расширения самостоятельности субъектов хозяйствования.
Однако одновременно с упрощением системы стандартизации остро стояла полярная задача - защита рынка и потребителей от потенциально опасной, изготовленной с вольными и невольными нарушениями продукции.
Начался поиск системы технического регулирования, которая бы  одновременно решала эти обе задачи. Поиск, который затянулся на многие годы, и при этом не всегда шел в верном направлении.

Закон о  стан­дартизации

В 1993 году принимается Закон о  стан­дартизации, устанавливающий правовые основы стандартизации в Российской Федерации.
Законодательно на территории России устанавливался единый механизм реализации государственной политики по вопросам стандартизации, который  определял компетенцию федераль­ных органов власти, а также права и обязанности в об­ласти стандартизации юридических и физических лиц.
Государственное управление стандартизацией возлагалось на  Государственный комитет по стандартизации и метрологии. То есть на Госстандарт возлагались формирование и реали­зация государственной политики в области стандар­тизации, осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участие в работах по меж­дународной (региональной) стандартизации, организа­ция профессиональной подготовки и переподготовки кадров, а также установление правил применения меж­дународных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации.
К нормативным документам по стандартизации законом 1993 года были отнесены: государственные стандарты Российской Феде­рации; применяемые в установленном порядке между­народные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандар­ты научно-технических и инженерных обществ.
Закон определял, что основные цели стан­дартизации направлены на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жиз­ни, здоровья и имущества; технической и информацион­ной совместимости, и взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уров­нем развития науки, техники и технологии; единства из­мерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвы­чайных ситуаций; обороноспособности и мобилизаци­онной готовности страны.
В этом многоцелевом списке нет… качества! Так качество было выведено из зоны ответственности государства.
 
Однако поясним. Революционной новацией закона «О стандартизации»  стала впервые введенная норма добровольности применения госу­дарственных стандартов. Если ранее все государственные стандарты были обязательны, как говорилось выше,  «от корки до корки», то теперь обязательны­ми для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности становились только те требования, которые устанавливались  для обеспечения безопасности продукции, ра­бот и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информаци­онной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.         Все иные  требования (требования по качеству!) отныне становились   доброволь­ными для соблюдения и   подлежали  соблюдению лишь в том случае, если  были прописаны в  договоре на поставку или   в технической документации изготовителя про­дукции. То есть в том случае, если сам  «взялся за гуж»… Ну а не взялся, так и говорить нечего.
Так законодательно  была закреплена рыночная концепция, согласно которой качество  было признано рыночной категорией  и его показатели перестали быть обязательными.  В несколько вульгаризованной форме ту логику можно представить так: желаешь выручить за свой товар больше, потрудись  обеспечить качество. Что касается потребителя, то тут с точностью до наоборот: предпочитаешь  товар более высокого качества – будь готов заплатить дороже. Другими словами качество регулируют исключительно -  рынок и цена. Образно говоря, если раньше качество продукции должна была гарантировать маркировка «ГОСТ», то теперь эта функция возлагалась на ценник.

Конечно, качество - функция от стоимости. С этим не поспоришь! То, что дешево, редко может быть качественно.   Но гладко, как выяснится, было только на бумаге. Уж очень далеки порой самые стройные и вроде бы  очевидные умозрительные построения от жизненных конструкций. Правило «по цене и качество» с утверждением рынка не восторжествовало.  Даже самая запредельная  цена  не стала «зеркалом» качества продукта. Наоборот,  манипулирование откровенно   завышенной стоимостью  становится  ходовым   маркетинговым приемом: пусть, мол, народ тешит себя надеждой, что высокая цена  на товар обусловлена очень высоким качеством...
Возникла и другая проблема: если называть вещи своими именами  - массовая и почти что узаконенная фальсификация. Фокус в том, что стоило теперь производителю  выполнить регламентируемые стандартом обязательные требования по безопасности (чтобы пользователя током  не убило! чтобы потребителя не отравило! и т.д.), и это давало ему право украсить свою продукцию маркировкой ГОСТ. Несмотря на то, что рекомендованные этим же ГОСТом требования по качеству им вчистую проигнорированы. А люди никак не могли понять, почему вроде «гостовский» товар, а  к обещанному этим ГОСТом  качеству никакого отношения  не имеет?!   В том смысле, что,  несмотря на гостовскую маркировку,  требованиям по качеству этого ГОСТа не отвечает!

Конечно, бессмысленно требовать от всех производителей выпуска только высококачественной, а стало быть, весьма дорогостоящей продукции. В этом не оставляет опыт советской стандартизации. Но и путь, выложенный благими намерениями добровольности требований по качеству,  не вел к храму качества… Специалисты осознали это довольно быстро (а кто-то и сразу!), но понадобились долгие годы, чтобы мы подошли к поиску конкретных решений вечной проблемы качества. Но об этом выше, когда будем говорить о новейшем этапе истории российской стандартизации, который называют ее перезагрузкой.
Одновременно с законом «О стандартизации» в 1993 году  были приняты законы «О сертификации продукции и услуг» и «Об обеспечении единства изме­рений».
 

Сначала о сертификации.

Закон «О сертификации продукции и услуг»

Именно этот закон должен был нейтрализовать те риски для потребителей,  которыми обернулись исчезновение дефицита и товарное изобилие. Ведь скоро стало ясно, что даже ранее столь недоступные и столь же желанные «заграничные» товары далеко не всегда качественны и даже безопасны.  Особенно в условиях незащищенного рынка!
 К тому времени сертификация, давно ставшая правилом в странах  рыночной экономики,  перестала и для нас  быть полной «экзотикой». Во всяком случае, для специалистов.
Госстандарту еще в 1984-1988 гг.  предписывалось совместно с Министерс­твом иностранных дел и с участием других заинтересован­ных министерств и ведомств обеспечить  проведение работ, направленных на присоединение СССР к международным системам и соглашениям или за­ключение соглашений с другими странами по сертифика­ции продукции. Без этой «стыковки» становились невозможным межгосударственное и международное сотрудничество.
Первым правовым актом в этом направлении стало постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1984 г. «О порядке сертификации продук­ции машиностроения». В перечень продукции, подлежащей сертификации, вошли легковые автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины, изделия электронной техники, бытовые электроприборы, быто­вая радиоэлектронная и звуковоспроизводящая аппара­тура, медицинские приборы и др.

Для осуществления поставленной задачи в 1986 г. было  при­нято «Временное положение о сертификации продук­ции машиностроения в СССР».
Вопросы сертификации нашли отражение в постановлении Совета Министров от 21 апреля 1988 г. «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам».
Постановлением Совета Министров от 17 октября 1989 г. «Об организационной структуре Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам» Госстандарту было поручено возглавить рабо­ту по созданию национальной системы сертификации продукции и развитию сети испытательных центров, соответствовавших международным требованиям, а также возложена функция по формированию и реализа­ции комплексных мер для развития и надежного функ­ционирования сети центров аттестации производств и сертификации продукции, отвечавших международным требованиям.
 7 февраля 1992 г. был принят закон «О защите прав потребителей»,  установивший, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами устанавливались требова­ния, обеспечивавшие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивавшие эту безопасность, под­лежали обязательной сертификации.
С целью дальнейшего развития серти­фикации с учетом уже приобретенного опыта и изменений, стремительно происходящих в экономике страны, Госстандартом был разработан специальный  закон «О сертификации продукции и услуг», принятый 10 июня 1993 г.

Этот закон наделял Госстандарт правом: формировать и реализовывать государственную поли­тику в области сертификации; устанавливать общие правила и рекомендации по проведению сертифика­ции на территории страны, публиковать официальную информацию о них; проводить государственную реги­страцию систем сертификации и знаков соответствия, публиковать официальную информацию о них; гото­вить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации; заключать в установленном порядке соглашения с международны­ми (региональными) организациями о взаимном при­знании результатов сертификации; представлять Рос­сийскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации в качестве ее национального органа.
Согласно закону обязательная сертификация должна была осуществляться в случаях, предусмотренных за­конодательством, а организация и проведение работ в этой области возлагались на Госстандарт и на другие го­сударственные органы управления.
Отныне не допускалась продажа товара, в том числе импортного, без информации о проведении обя­зательной сертификации и не маркированного в уста­новленном порядке знаком соответствия.
Было необходимо в самые сжатые сроки создать систему сертификации, которая бы, в первую очередь, гарантировала безопасность продуктов питания, бытовой техники и других товаров народного потребления.
Первые органы по сертификации создавались на базе ЦСМ Госстандарта, которые располагали необходимой  для исследований испытательной базой  и штатами инспекторов по надзору за соблюдением стандартов. Опыт последних был очень важен, поскольку сертификация подтверждала соответствие продукции обязательным требованиям государственных стандартов. То есть подтверждала безопасность (но не качество!) продукции.
Специалисты в прессе людям разъясняли, что сертификация  переводится с латинского, как «сделано верно». И настоятельно рекомендовали: при покупке обязательно  спрашивайте сертификат!

Принципиальными изменениями и дополнениями, внесенными в 1998 году  законом «О внесении изменений и допол­нений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», являлись введение декларации изготовителя о соответствии продукции установленным требованиям; снятие неоправданных ограничений в участии органи­заций в работах по обязательной сертификации; новый подход к добровольной сертификации.
Сертификация сделала свое, помогла навести элементарный порядок с безопасностью товаров на потребительском рынке. В 2000 году мэр Москвы Ю.М. Лужков, поздравляя коллектив Ростет-Москва со 100-летним юбилеем организации, особо отметил значение деятельности  по сертификации:  «Сотни москвичей, сам того не подозревая, избежали беды, благодаря ответственности  и  компетентности специалистов Ростест-Москва».
Однако непродуманные попытки снизить административное и экономическое давление на производителей, прежде всего, «демонополизация» сертификации, предпринятая в целях «снятия неоправданных ограничений в участии органи­заций в работах по обязательной сертификации, привели к началу  стремительной деградации. Недобросовестные игроки быстро свели важнейшую функцию защиты здоровья и жизни  потребителей к продажам сертификатов, ценность которых была  не больше цены бумаги, на которой они напечатаны. Закономерно росло раздражение общества, которое требовало положить конец грязному бизнесу и обеспечить эффективную защиту рынка от опасной продукции.
Чтобы понять «масштаб бедствия», достаточно сказать,  что в  2015году Росаккредитация лишила аккредитации 1245 компаний, работающих в области оценки соответствия продукции требованиям безопасности и качества. Это примерно 1/10 от всех организаций, занимающихся  подтверждением соответствия на рынке РФ. И нет сомнений, что это только начало очистительного процесса, не завершив который, нельзя создать действенную систему защиты потребителей.
 

Закон «О техническом регулировании»

В 2003 году с вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» начинается новый этап реформирования  национальной системы стандартизации.
Целями реформирования были заявлены: снижение адми­нистративного и экономического давления на производителей; расширение возможностей производителей за счет устранения избыточных требований и процедур; снятие технических барьеров в торговле; повышение эффективности защиты рынка от опасной продукции.
С принятием закона «О техническом регулировании» главным и единственно обязательным нормативным документом становится Технический регламент, устанавливающий только требования по безопасности. ГОСТы стали главным образом обеспечивающим документом. То есть их исполнение является способом и доказательством выполнения требований технических регламентов. Соответственно исподволь начало выхолащиваться содержание стандартов – из них стали уходить показатели качества. Те ориентиры, которые по результатам дорогостоящих НИР и ОКР, маркетинговых исследований нацеливали и выводили предприятия на новые уровни качества.
 ГОСТы (отныне – национальные стандарты), что называется, в одночасье стали документами добровольного применения. Производители валом стали «съезжать» с жестких стандартов на мягкие до податливости ТУ.
Все большему числу людей, в том числе, далеких от профессиональной деятельности в области стандартизации, становилось ясно, что в поиске  «смысла» стандарта мы все еще далеки от заветного  финиша. В газете «Московский тест», выпускаемой Ростест-Москва, в публикации, посвященной 80-летию Росстандарта, успокаивающе и обнадеживающе сообщалось: работа по созданию более эффективной, востребованной промышленностью и потребителями национальной системы стандартизации продолжается.
Понадобилось более 10 лет применения закона, кардинальная смена руководства Росстандарта, общественное движение в защиту стандартизации, чтобы та  была «реабилитирована» и нашла свое место и роль  в государственном регулировании.