Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Persil становиться "зеленым"










В Ростест-Москва начинаются работы по аттестации нового стирального порошка, выпуск которого компания «Хенкель» осваивает на производственных мощностях фабрики «Хенкель-Эра» в городе Тосно под Санкт-Петербургом. Всемирно известный производитель синтетических моющих средств (СМС) несколько лет как взял за правило в обязательном порядке проводить добровольные испытания своих новинок в целях объективной независимой оценки их реальных функциональных свойств.

НЕМНОГО ИСТОРИИ Начало этой традиции было положено в 2006 году, когда компания «Хенкель» провела в Ростест-Москва испытания СМС PERSIL производства новой (на тот момент) формулы в сравнении с собственным же продуктом предшествующего поколения. Задача состояла в том, чтобы получить документальное свидетельство того, что созданная компанией «Хенкель» новинка действительно обладает более эффективной моющей способностью. Известно, ведь, что часто за «революционно новый» без зазрения совести выдается давно присутствующий на рынке продукт, но… с несколько измененным названием, в новой упаковке, и, естественно, по новой цене!

Речь, разумеется, не только о стиральных порошках. Этот прием – «Все новое – лишь перелицованное старое!» – универсален в маркетинге. Косметическое «омолаживание» давно поднадбившей оскомину продукции подается как смена модельного ряда с соответствующим повышением цены. Но на поверку оказывается, что привычный и более дешевый продукт 2-3-летней давности ничем не хуже такой «суперновинки».

Компания «Хенкель» не на словах, а на деле демонстрирующая уважение к своему потребителю, первой решила открыто в независимой испытательной организации доказать более высокую эффективность моющего средства новой формулы. И доказала. Об этом мы в деталях рассказали в нашей газете («Ростест рекомендует: Хенкель!» (МТ №8 за 2006 г.) и «PERSIL новой формулы еще эффективнее» (№1 за 2007 г.).

Год спустя задача была поставлена еще более остро: экспертам было предложено, что называется, в деле сравнить только появившийся тогда PERSIL GOLD с лучшим аналогом, имеющимся на российском рынке. Это был своего рода ответ лидера качества тем, кто предпочитает в рекламно-маркетинговых кампаниях, не рискуя, беспроигрышно сравнивать свою продукцию с неким абстрактным аналогом, лукаво называемым «обычным». То был первый случай, когда производитель решился провести независимую экспертизу качества своей продукции в сравнении с действительно реальным и сильным аналогом. Цель отнюдь не стояла в том, чтобы «опустить» конкурента и на этом построить PR– это противоречило бы этике такого рода сравнительных испытаний.

Поэтому, что именно за порошок был взят за сравнение, гласности не предавалось. Но эксперты гарантировали, что это был не удобный для сравнения некий гипотетический аналог, а вполне реальный конкурент той же «весовой категории».

Испытания не оставили сомнений в том, что по отстирыванию целого ряда загрязнений PERSIL GOLD продемонстрировал даже не лучшую, а значительно лучшую моющую способность. Причем, это была не эмоциональная, субъективная оценка, а результат, полученный по стандартизированной методике обработки данных с применением Теста Фишера.

ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ?

На этот раз компания «Хенкель» намерена первой выпустить на российский рынок экологичный стиральный порошок, произведенный на отечественных производственных мощностях. Но не окажется ли он хуже, нежели предшественник, пусть даже менее дружественный к окружающей среде? И не станет ли разорительным для потребителя его расход? По существу к ответам на эти вопросы сводится экспертиза экологичного порошка в целях его аттестации. Вопросы, ведь, животрепещущие. По идее и не словах мы все

искренне за экологию! При одном, правда, условии: если нам лично это ничего не будет стоить! Если же до урны нужно сделать лишний шаг, бумажка оказывается на тротуаре. И окажись самый разэкологичный порошок не таким «стиральным» и менее экономичным, как неэкологичный,

то он окажется просто-напросто неконкурентоспособным. Такова, увы, логика рынка. Поэтому и был так долг путь к потребителю экологичного порошка.

ЧЕМ НЕ УГОДИЛИ ФОСФАТЫ

На протяжении десятилетий, до начала 70-х годов прошлого столетия фосфатосодержащие моющие средства особого беспокойства не вызывали. Фосфаты, связывающие ионы кальция и магния, то есть умягчающие воду, в которой стирается белье, считались оптимальным компонентом синтетических моющих средств: чем мягче вода, тем эффективнее моющая способность стирального порошка, тем выше качество стирки, тем меньше средства расходуется.

Экологические последствия влияния разных аспектов хозяйственной деятельности человека на естественные водоемы остро взволновала европейцев, когда Рейн «вдруг» превратился, как тогда говорили, в «сточную канаву Европы».

Когда «жареный петух» клюнул, «под подозрением» оказались и фосфатосодержащие моющие средства. Попадая с отработанным мыльным раствором в водоемы, фосфаты «удобряют» их, способствуя ускоренному росту растений, и, как следствие, ведут к их зарастанию и заболачиванию.

Конечно, фосфатосодержащие моющие средства являются далеко не основным антропогенным источником фосфатов. Куда стиральным порошкам тягаться по экологическим последствиям, к примеру, с применением фосфатов в сельскохозяйственном производстве?! Но, как бы там ни было, свою лепту они, безусловно, вносят. Прежде всего, отрицательное воздействие фосфатосодержащих моющих средств на окружающую среду стало очевидным в Европе – вследствие ее «скученности» и рекордно высокой доли использования синтетических моющих средств на душу населения.

Дебаты о том, следует ли регулировать (запрещать, ограничивать) содержание фосфатов в СМС ведутся на общеевропейском уровне долгие годы, однако даже в Европе единые требования до настоящего времени не выработаны и не регламентированы. Так что пока страны Европы и мирового сообщества в целом сами решают, как им поступать. Дальше всех двинулись Германия, Италия, Швеция, США, Канада и Япония, где приняты государственные или отраслевые стандарты, регулирующие содержание фосфатов. В одних государствах введены законодательные запреты или ограничения, в других – демократично, но настойчиво пропагандируется и стимулируется добровольный отказ от их использования.

БЕЗ ФОСФАТОВ

В результате реализации экологической политики в ряде наиболее экологически продвинутых западных стран был осуществлен переход на второе поколение компонентов, связывающих ионы кальция и магния. На смену фосфатам для умягчения воды пришли экологически безвредные бесфосфатные нерастворимые цеолиты. Но системы, основанные на бесфосфатных нерастворимых цеолитах, панацеей не стали, и век их был не долог. Дело в том, что ключевое слово здесь - «нерастворимые». И у этой «медали», как и у всех других, две стороны. Не растворяясь, цеолиты не сливаются с мыльной водой в водоемы, но, что не здорово, и не вымываются из структуры тканей, и, накапливаясь, делают их грубыми. Насколько это критично для взрослых, решать самим взрослым, но для стирки детского белья порошки с цеолитами не годятся.

Другой их недостаток в том, что частицы цеолитов оседают в канализационных трубах, что неминуемо ведет к ухудшению слива. В России системы, основанные на бесфосфатных нерастворимых цеолитах, так и не успели появиться. В 90-е годы нам было явно не до этого – на повестке дня стояли куда более злободневные проблемы! Зато теперь наблюдаются признаки того, что нам представится возможность вскочить сразу в следующий «вагон», а не плестись более позади Европы всей.

КАКОЙ ОН, ПОРОШОК ХХI ВЕКА?

Рецептуры, производство которых компания Хенкель планирует наладить в России, являются третьим поколением моющих средств. Фосфаты замещаются особой модифицированной системой компонентов, эффективно работающих против солей жесткости и без каких-либо проблем растворяющихся в воде. При этом производители утверждают, что экологичный стиральный порошок ХХI века по моющим свойствам не уступает фосфатосодержащим системам. Так ли это на самом деле? На этот вопрос мы ответим по окончании испытаний в следующем номере «МТ».


К. Королев,
Начальник Испытательного центра,
Руководитель Органа сертификации
бытовой техники и моющих средств
СДС Ростест-Качество.