Версия для слабовидящих Личный кабинет Личный кабинет

МЕТРОЛОГИЯ

ИСПЫТАНИЯ ПРОДУКЦИИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

СЕРТИФИКАЦИЯ

ТЕЗАУРУС

Уголок потребителя

Экспертные программы

Наш музей (каталог).JPEG var-2.JPEG zerkalo-pressy.JPEG b-s-01.JPEG

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ (ТУ)

Отдел экспертизы и согласования 

нормативной и технической документации

(495) 668-28-16 - Начальник Отдела Котлярова Ленина Владимировна

(495) 668-28-79 - Отдел приема документов

Прием документов – (комната 136 Центральный вход, без пропуска)

E-mail: LinaVK@rostest.ru


ТУ (технические условия)документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования и провести идентификацию продукции.

Технические условия разрабатываются на выпускаемую продукцию с учётом интересов потребителей и должны основываться на передовых достижениях науки и техники, действующих технических регламентах и национальных стандартах.

Технические условия разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно с соблюдением положений, установленных национальным органом по стандартизации.

Технические условия устанавливают всесторонние требования к продукции, обеспечивающие её полную идентификацию и позволяющие потребителю сделать компетентный выбор конкретных марок, типов, моделей, исполнений продукции при её заказе. Наряду с этим, технические условия устанавливают необходимые для потребителя правила приёмки, методы испытаний, правила безопасного обращения с продукцией при применении и т.п. На технические условия даётся ссылка в договоре на поставку продукции, и они практически являются неотъемлемой частью договора на поставку, приобретая статус арбитражного документа. Технические условия практически выполняют роль предварительного стандарта в случае, когда продукция становится предметом серийного или массового производства и технические условия могут быть использованы для разработки национального стандарта.

Требования технических условий являются обязательными для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению, применению, транспортированию, хранению и утилизации продукции.
Технические условия являются собственностью разработчика и являются объектом купли-продажи.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых, объединений юридических или физических лиц могут разрабатываться и утверждаться самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для организации, а также для распространения и использования передовых достижений.

Стандарты организаций разрабатывают для регламентации внутренней деятельности организации, направленной на совершенствование производства и обеспечение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг. Объектами СТО являются чаще всего правила взаимодействия между подразделениями организации, порядок и правила ведения документации организации, система управления качеством продукции и услуг, требования по приёмке комплектующих изделий, используемых в производстве и др.

Регистрация, разработка и согласование Технических условий (ТУ) и СТО на продукцию

В Москве и Московской области согласование, экспертизу ТУ (технических условий) и СТО на пищевые и не пищевые продукты и регистрацию каталожных листов, а также информационные услуги по разработке ТУ (СТО) проводит

• Экспертиза проектов нормативно-технической документации на производство продукции;
• Экспертиза и согласование действующих Технических условий (ТУ), (СТО) и изменений к ним;
• Консультативная помощь в разработке и согласовании нормативно-технической документации;
• Разработка каталожных листов для регистрации Технических условий (ТУ) и СТО;
• Регистрация КЛП технических условий (ТУ) и СТО;
• Информационные услуги

Перечень документов для проведения экспертизы и согласования технических условий:

- Проект ТУ (технических условий) (СТО)
- Заявка на проведение экспертизы в произвольной форме с указанием реквизитов заявителя или информационное письмо предприятия.
При приеме документов оформляется Договор, оплата производится по Счету. По завершении работ оформляется Акт и Счет-фактура.

Перечень документов, необходимых для регистрации каталожных листов продукции:

- Подлинник и копия ТУ (технических условий) (СТО) на продукцию;
- Заявка на проведение регистрации в произвольной форме с указанием реквизитов заявителя или информационное письмо предприятия;
- При приеме документов оформляется Договор, оплата производится по Счету. По завершении работ оформляется Акт и Счет-фактура.

В целях реализации норм Федерального Закона РФ от 2 января 2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Закона РФ «О защите прав потребителей» с 01 января 2003 года введен в действие ГОСТ Р 51740 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», а также ГОСТ Р 51074 «Продукты пищевые. Информация для потребителя».

В соответствии с указанным стандартом технические условия (ТУ) на пищевые продукты подлежат согласованию, в т.ч. с территориальными организациями Федерального агентства по техническому регулированию. Экспертиза проводится в части учета полноты требований ГОСТ Р 51740 при изложении и оформлении и правильности ссылок на ГОСТ Р 51074 в части маркировки, а также соответствие требованиям технических регламентов и других национальных и межгосударственных стандартов.
Общие правила построения, изложения, оформления согласования и утверждения технических условий на продукцию (изделия, материалы, вещества и т.п.) устанавливает ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации.

КАТАЛОЖНЫЕ ЛИСТЫ

Каталожный лист продукции (КЛП) - документ, позволяющий получить (и довести) достоверные сведения о наименовании и обозначении конкретной продукции, о предприятии–изготовителе, о нормативном или техническом документе, в соответствии с требованиями которого выпускается продукция, о держателе подлинника указанного документа, об основных потребительских характеристиках этой продукции.

Каталожные листы продукции, или КЛП, заполняются в соответствии с Правилами по стандартизации ПР 50-718-99 «Правила заполнения  и представления каталожных листов» (далее – ПР 50-718-99), в которых используются ссылки в том числе на такие документы, как:

Межгосударственный стандарт ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия»;

Государственный стандарт СССР ГОСТ 8.417-81 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы физических величин» взамен которого введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 8.417-2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин»;

Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», взамен которого введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

В соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 26 «О федеральной системе каталогизации продукции для федеральных государственных нужд», система каталогизации представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов (федерального каталога продукции, единого кодификатора предметов снабжения для федеральных государственных нужд, стандартных форматов описания продукции, каталожных описаний продукции, нормативных документов по каталогизации) и информационных технологий представления, сбора, классификации, идентификации, кодирования, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

Каталогизации подлежит продукция, являющаяся предметом поставки (заказа) для федеральных государственных нужд. Образцы техники (системы, комплексы) включаются в федеральный каталог по решению государственных заказчиков. Каталогизации в первую очередь подлежит продукция для нужд обороны и безопасности страны.

Обязательное использование каталога товаров, работ и услуг, которые закупаются для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлено в статье 23 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является Министерство экономического развития Российской Федерации.

В других случаях описание продукции по определенному шаблону обязательным не является.
Правила описания продукции, в том числе оформление каталожных листов в зависимости от их назначения, регламентируются Межгосударственным стандартом ГОСТ 33353.1-2015 «Единая межгосударственная система каталогизации. Правила описания продукции. Общие положения» (далее – ГОСТ 33353.1-2015).

Определения терминам «каталогизация продукции», «межгосударственный каталог продукции», «национальный каталог продукции», «шаблон описания продукции (шаблон)» и др. даны В ГОСТ 33353.1-2015


• Публикация на тему: как разработать и зарегистрировать ТУ?

О ЧЕМ ПОВЕДАЮТ «ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ»

Регламент ЕС № 765/2008 Европейского парламента и Совета ЕС, предъявляющий совместные требования к аккредитации и надзору за рынком в отношении реализации продукции, вводит термин «технические условия» (ТУ). Под ним подразумевается документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать продукция, работы, услуги. В России одной из основных причин низкого качества продукции многие считают ее производство по ТУ. Насколько это мнение обоснованно? На этот вопрос мы попросили ответить начальника Отдела экспертизы и согласования технических условий Ленину Владимировну Котлярову:

— ТУ — это технический документ на производство продукции. ТУ разрабатываются в случае отсутствия национального стандарта на производство данного вида продукта или при существовании национального стандарта вида общих технических условий с целью конкретизации и расширения технических требований к производству конкретного вида продукции. В ТУ производитель обязан точно и однозначно прописать ассортимент, потребительские свойства продукции, ее безопасность, а также конкретные требования к используемому сырью и материалам. При этом необходимо учитывать определенные требования к их построению, оформлению и содержанию. Требования к пищевой продукции содержатся в ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению». В этом стандарте реализованы нормы Федерального закона от 2 января 2000 г № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также требования к маркировке пищевых продуктов согласно ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Независимая экспертная проверка точности и полноты выполнения этих требований возложена на региональные центры стандартизации, метрологии и сертификации Ростехрегулирования. С 2003 г. мы рассмотрели более 5 тыс. технических документов на производство продукции. Только около половины не вызвали каких-либо серьезных замечаний. 40% были согласованы, но лишь после доработки. В 12% случаев в согласовании было отказано. Речь идет о попытках легализовать документы, производство по которым привело бы к выпуску некачественной продукции. Основной претензией при проведении экспертизы ТУ является «запрограммированный» обман потребителей. Например, сверхнормативное завышение влаги, неправильное определение пищевой ценности, отсутствие характеристик качества исходного сырья и упаковочных материалов, завышенные отрицательные допуски фасованной и штучной продукции и т.д. Упусти мы такую «хитрость» и обман становится… узаконенным! При проверке недобросовестному производителю даже претензии не предъявишь: все по ТУ!
Какие ТУ — такова и продукция по ним изготовленная. Следовательно, качество продукта начинается с качества ТУ. Компетентная экспертиза, безусловно, способствует повышению качества ТУ. Это в интересах не только потребителей, но и производителя.
Бывает, что и производители страдают от необоснованных претензий потребителей. К примеру, организации, испортившие товар, не прочь переложить свою вину на поставщика. И это удается, если в ТУ неточно и неоднозначно прописаны такие позиции, как маркировка, транспортирование, хранение, правила приемки, методы контроля и др. Грамотно разработанные ТУ помогают отстоять интересы как изготовителя, так и потребителя.

Отчего же ТУ вызывают такие нарекания?

Проблема в массовых нарушениях требований ТУ. Скажем, в ТУ заложен один ингредиентный состав, а по факту совсем другой и так далее. Но также просто нарушаются и требования национальных стандартов. Так что бороться надо не с ТУ, а с их нарушениями.

ТУ позволяют контролировать недобросовестного изготовителя, сравнив, что он производит, с тем, что должен производить по согласованному документу. И о том, что ТУ «работают», свидетельствует увеличение в 2008 г. заявок на проведение экспертизы ТУ по сравнению с прошлыми годами.

Сегодня некоторые предприятия говорят о возможности разработки стандартов организации (СТО), которые в настоящее время не требуют согласования. При этом единого подхода по установлению требований к выпускаемой продукции в СТО нет. Согласно ст. 17 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» СТО разрабатывается для «совершенствования производства и обеспечения качества продукции». А это совсем другие цели, совсем другой документ.
Следует обратить внимание на то, что все требования технических регламентов и стандартов реализуются через ТУ, разработанные изготовителем, согласованные и утвержденные в установленном порядке. Таким образом, ТУ — это важный рабочий документ, устанавливающий требования к качеству и безопасности конкретной продукции определенного производителя в соответствии с требованиями технических регламентов и стандартов.

Публикация из журнала "Методы оценки соответствия"

О защитной (арбитражной) функции Технического документа на конкретную продукцию. Типичные ошибки при разработке документа

Переход от обязательной сертификации продукции «третьей стороной» к подтверждению соответствия самим производителем на основе собственных доказательств обязывает производителя по-новому взглянуть на технический документ на продукцию и подойти к его разработке и оформлению гораздо более серьезно.

Декларируя соответствие изготовленной продукции, предприятие берет на себя ответственность, которая во многом предопределена и обеспечена качеством подготовки технического документа на производство продукции.  Этот документ служит основой для подтверждения соответствия продукции: декларация о соответствии удостоверяет, что продукция  изготовлена в полном соответствии с теми обязательствами по безопасности, которые предприятие взяло на себя в Технических Условиях. Отсюда риски, которые возникают, если эти обязательства прописаны в ТУ недостаточно четко и верно.

Технические условия - это документ,  устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.  Разрабатываются Технические условия в  случае отсутствия национального стандарта на производство данного вида продукта или с целью конкретизации и расширения существующего национального стандарта вида общих технических условий в части технических требований к производству конкретного вида продукта, его  идентификации и подтверждения соответствия.

 В технических условиях производитель обязан точно и однозначно указать:  наименование продукции, ассортимент, потребительские свойства продукции,  ее безопасность, а также конкретные требования к используемому сырью, маркировке, правилам приемки, упаковке, транспортированию  и хранению.

C 2002 года проводится в Московском регионе экспертная проверка точности и полноты выполнения требований, установленных к  построению, оформлению и содержанию Технических условий. За это время экспертами рассмотрено свыше 10 тысяч технических документов.  Лишь менее половины из них были согласованы без каких-либо замечаний.

Можно утверждать: каково качество ТУ – таковым будет и качество изготовленной по ним продукции. Мы обращаем внимание разработчиков на заложенные ими  в ТУ нормы и показатели, которые заведомо ухудшают  потребительские характеристики  продукции, планируемой к  производству   по этому документу. Предостерегаем от только кажущихся им невинными хитростей, которые вводят потребителя в заблуждение относительно свойств и качеств приобретаемой им продукции, что является серьезным нарушением и основанием для привлечения производителя за фальсификацию к административной ответственности.

Но есть и другая сторона. ТУ – документ на продукцию, который лежит в основе договора на ее поставку. Это арбитражный документ, который помогает производителю в конфликтных ситуациях отстоять свою правоту. И наоборот, небрежности и недоговоренности технического документа могут быть использованы склонными к сутяжничеству партнерами и  обернуться серьезными, хотя, по сути, и  необоснованными проблемами для добросовестного производителя.  

Скажем, отсутствие в ТУ методов контроля или их приведение не в полном объеме приводят к тому, что результаты контроля безопасности и качества, получаемые производителем, с одной стороны, и потребителями и контролирующими организациями, с другой, оказываются несопоставимыми со всеми вытекающими  оттуда последствиями.

Апеллируя к ТУ, изготовитель может доказать, что снижение качества продукции по отношению к нормам, заложенным в ТУ, обусловлено не нарушением им производственных технологий, а несоблюдением перевозчиком требований, установленных ТУ к транспортировке продукции.

В последнее время некоторые изготовители  вместо ТУ заявляют о своем желании перейти на стандарты организации (СТО), кажущиеся им более простыми.

Заменят ли ТУ стандарты организации? Это один из наиболее часто повторяющихся вопросов. В соответствии со статьей 17 №184-ФЗ, Стандарты организации разрабатываются организациями и предприятиями в целях «…совершенствования производства и обеспечения качества продукции». В законе нет положений, предписывающих разработку Стандарта  организации  на конкретные виды, марки, модели  продукции.      Отсутствуют и требование по согласованию Стандартов с  контрольно-надзорными органами (даже по  безопасности продукции!), которое, безусловно, присутствовало бы в законе, будь Стандарты организаций документом  на  продукцию.

Все это свидетельствует о том, что Стандарты организации и Технические Условия отнюдь не взаимоисключающие документы: каждый работает на свои цели. Стандарты  могут  разрабатываться, но  не как документ на конкретную продукцию, а  в качестве внутреннего документа организации, направленного на совершенствование производства и обеспечение качества продукции.

Именно через ТУ, разработанные изготовителем, согласованные и  утвержденные  в  установленном порядке, реализуются требования технических регламентов и стандартов, являющиеся нормативной базой при подтверждении соответствия. И   контролировать обеспечение этих  требований  надо на стадии написания ТУ, в  упреждающем режиме!   Это в интересах, прежде всего, самого производителя.

На сегодняшний день Технические условия - основной легитимный  документ на конкретный вид продукции, который  обеспечивает права потребителя на безопасную и качественную продукцию и помогает производителям доказать несостоятельность необоснованно предъявляемых им претензий в конфликтных ситуациях.

К разработке ТУ надо относиться с полным пониманием важности этого документа,   особенно при  декларировании  соответствия  на основе  собственной  доказательной  базы!

НАЗАДНАЗАД