Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ


ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза

Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования

Информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (система сертификации ГОСТ Р)

ИЗМЕНЕНИЯ № 1 от 10.03.2014 г. в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р)

ИЗМЕНЕНИЯ № 2 от 01.04.2014 г. в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р)

ИЗМЕНЕНИЯ № 3 от 01.07.2014 г. в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р)

ИЗМЕНЕНИЯ № 4 от 01.07.2014 г. в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования

ИЗМЕНЕНИЯ № 5 от 22.07.2014 г. в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р)

ИЗМЕНЕНИЯ № 6 от 11.08.2014 г. в Информацию о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р)

ИЗМЕНЕНИЯ № 7 от 21.10.2014 г. в Информацию о продукции,подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р)

Временный порядок признания сертификатов СБ в Российской Федерации при проведении работ по подтверждению соответствия продукции требованиям технических реламентов Таможенного союза


знак соответствия (РОСТЕСТ) Знак соответствия          Знак обращения на рынке Знак обращения на рынке          EAC.jpg Евразийский союз (EAC)

СЕРТИФИКАЦИЯ

Введение обязательной сертификации  было призвано  нейтрализовать те риски для потребителей,  которыми обернулись исчезновение дефицита и товарное изобилие. Ведь со вступление рынок людям  стало ясно, что даже ранее столь недоступные и столь же желанные «заграничные» товары далеко не всегда качественны и даже безопасны.  Особенно в условиях неокрепшего и незащищенного рынка!

К тому времени сертификация, давно ставшая правилом в странах  рыночной экономики,  перестала и для нас  быть полной «экзотикой». Во всяком случае, для специалистов.
Госстандарту еще в 1984-1988 гг.  предписывалось совместно с Министерс­твом иностранных дел и с участием других заинтересован­ных министерств и ведомств обеспечить  проведение работ, направленных на присоединение СССР к международным системам и соглашениям или за­ключение соглашений с другими странами по сертифика­ции продукции. Без этой «стыковки» становились невозможным межгосударственное и международное сотрудничество.
Первым правовым актом в этом направлении стало постановление Совета Министров СССР от 18 сентября 1984 г. «О порядке сертификации продук­ции машиностроения». В перечень продукции, подлежащей сертификации, вошли легковые автомобили, тракторы и сельскохозяйственные машины, изделия электронной техники, бытовые электроприборы, быто­вая радиоэлектронная и звуковоспроизводящая аппара­тура, медицинские приборы и др.
Для осуществления поставленной задачи в 1986 г. было  при­нято «Временное положение о сертификации продук­ции машиностроения в СССР».
Вопросы сертификации нашли отражение в постановлении Совета Министров от 21 апреля 1988 г. «О перестройке деятельности и организационной структуры Государственного комитета СССР по стандартам».
Постановлением Совета Министров от 17 октября 1989 г. «Об организационной структуре Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам» Госстандарту было поручено возглавить рабо­ту по созданию национальной системы сертификации продукции и развитию сети испытательных центров, соответствовавших международным требованиям, а также возложена функция по формированию и реализа­ции комплексных мер для развития и надежного функ­ционирования сети центров аттестации производств и сертификации продукции, отвечавших международным требованиям.
В начале 90-х  годов слово «сертификация», ранее известное разве что специалистам, выходит, что называется, на первые полосы  газет:  7 февраля 1992 г. был принят закон, имеющий важнейшее значение для каждого человека – закон  «О защите прав потребителей».

В числе комплекса мер, призванных гарантировать потребителям их права на безопасную и доброкачественную продукцию, закон вводил понятие «сертификация».
В переводе с латинского  сертификация означает – «сделано верно». Строго говоря, сертификация – процедура подтверждения соответствия продукции или услуги  определенным требованиям стандарта, договора на поставку, спецификации и др. Попросту говоря, сертификат на продукцию подтверждает, что она действительно  отвечает тем требованиям, на которые вправе рассчитывать  потребитель ее приобретающий.
Здесь надо пояснить, что сертификация может быть обязательной и добровольной.
Закон  «О защите прав потребителей»  устанавливал, что товар (работа, услуга), на который законами или стандартами устанавливались требова­ния, обеспечивавшие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивавшие эту безопасность, под­лежат обязательной сертификации.
 Речь, подчеркнем,  шла именно об обязательной сертификации,  которая подтверждает  безопасность продукции, то есть то, что та в пользовании не убьет током, при употреблении вовнутрь не отравит и т.п.  А качество (надежность, ресурс, эксплуатационные показатели, эргономика  и т.п.) оставалось «за скобками» обязательной сертификации. Подтверждение продукции параметрам качества стало проводиться в формате добровольной сертификации. То есть  по инициативе самих  заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем.
Это означает, что в идеале на товар должно быть два сертификата – обязательный и добровольный. Первый подтверждает его безопасность, второй – качество!

На том этапе главным для государства было – обезопасить людей от недоброкачественной продукции.
С целью дальнейшего развития серти­фикации с учетом уже приобретенного опыта и изменений, стремительно происходящих в экономике страны, Госстандартом был разработан специальный  закон «О сертификации продукции и услуг», принятый 10 июня 1993 г. Законодательно были установлены правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и услуг, а также права обязанности и ответственность участников сертификации.
Госстандарт наделялся правами: формировать и реализовывать государственную поли­тику в области сертификации; устанавливать общие правила и рекомендации по проведению сертифика­ции на территории страны, публиковать официальную информацию о них; проводить государственную реги­страцию систем сертификации и знаков соответствия, публиковать официальную информацию о них; гото­вить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации; заключать в установленном порядке соглашения с международны­ми (региональными) организациями о взаимном при­знании результатов сертификации; представлять Рос­сийскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации в качестве ее национального органа.
Согласно закону обязательная сертификация должна была осуществляться в случаях, предусмотренных за­конодательством, а организация и проведение работ в этой области возлагались на Госстандарт и на другие го­сударственные органы управления.
Согласно закону не допускалась продажа товара, в том числе импортного, без информации о проведении обя­зательной сертификации и не маркированного в уста­новленном порядке знаком соответствия.
Поскольку для широкого населения сертификация была делом абсолютно новым, в прессе была развернута активная кампания, разъясняющая ее смысл, роль и значение и призывающая    потребителей   обязательно спрашивать у продавца сертификат на покупку! Особенно уговаривать людей не проходилось. Лучшим пропагандистом сертификации была статистика происшествий, вызванных потреблением опасной продукции, будь то продукты питания, детские игрушки, бытовая техника, носильные вещи…
Но чтобы сертификация заработала, предстояло  было сначала создать инфраструктуру – компетентные  сертификационные центры.
Первые органы по сертификации создавались на базе ЦСМ Госстандарта, которые располагали необходимой  для исследований испытательной базой, фондами нормативно-технических  (на  соответствие которым проводилась сертификация) и штатами инспекторов по надзору за соблюдением стандартов. Опыт последних был очень важен, поскольку сертификация подтверждала соответствие продукции обязательным требованиям государственных стандартов.

Принципиальные изменения и дополнения были  внесены в практику сертификации в 1998 году законом «О внесении изменений и допол­нений в закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».
Начнем с того, что функция сертификация была демонополизирована  снятием, как говорилось в законе,  «неоправданных ограничений в участии органи­заций в работах по обязательной сертификации». Теперь к проведению работ по обязательной сертификации допускались  организации независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицируемой ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке и наличии лицензий на проведение работ по обязательной сертификации.
Как видим, отныне подтверждением соответствия могла заниматься практически любая организация, располагающая, что называется, письменным столом. Иметь собственную испытательную базу от  органов  сертификации не требовалось: предполагалось, что они «под задачу» будут  заказывать исследования  в испытательных лабораториях. Эксперты набирались по   совместительству. Вскоре многие эксперты-многостаночники умудрялись одновременно трудиться в 40-50 органах по сертификации. Надо ли говорить, что участие таких экспертов в сертификации сводилась к предоставлению ими подписи. Их так и стали называть – подписанты. А проведение испытаний стало сводиться к предоставлению № протокола испытаний для проставления в нужной графе сертификата.
Другое важное новация  –  введение дополнительной формы подтверждения соответствия установленным требованиям в виде декларации.
Процитируем закон: « Подтверждение соответствия может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.
Декларация о соответствии является документом, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным требованиям. Перечни продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, требования к декларации о соответствии и порядок ее принятия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом".

Надо сказать, что при всех своих немалых минусах и издержках, сертификация сделала свое дело, помогла навести элементарный порядок с безопасностью товаров на потребительском рынке. В 2000 году мэр Москвы Ю.М. Лужков, поздравляя коллектив Ростет-Москва со 100-летним юбилеем организации, особо отметил значение нашей деятельности  по сертификации:  «Сотни москвичей, сам того не подозревая, избежали беды, благодаря ответственности  и  компетентности специалистов Ростест-Москва».
За эти годы на товарном рынке сложилась конкурентная среда. Были сформированы потребительские институты. Появилась дистрибьюторская и дилерская сеть. Начал действовать  общественный мониторинг безопасности и качества продукции. Требовательнее и грамотнее стал потребитель, ориентирующийся на приобретенный опыт и вызывающие доверие бренды.
Одновременно шел процесс деградации обязательной сертификации, снижения ее качества и объективности. Расплодилось великое множество услужливых фирмочек, часто – «однодневок», не утруждавших себя собственно работой по сертификации, а, по сути, откровенно и на широкую ногу развернувших торговлю самими сертификатами без проведения необходимых испытаний и соблюдения других «формальностей»! Привычной стала реклама типа «Сертификация за час!», «Сертификат с доставкой!»  и т.п.
Конечно, это не могло не привести к девальвации самой идеи сертификации как механизма объективного подтверждения безопасности продукции. Требовался новый подход. Начало ему положила аккредитация, предпринятая   вновь созданным государственным органом – Росакредитацией.  В соответствии с приказом от 29.07.2015, Росаккредитация лишила аккредитации 1245 компаний, работающих в области оценки соответствия продукции требованиям безопасности и качества. Это примерно 1/10 от всех организаций, занимающихся на тот момент подтверждением соответствия на рынке РФ.
Процесс очищения пошел, и можно надеяться, что сертификация обретет те формы и наполнится тем содержанием, которые отвечают важности решаемых ею задач по обеспечению безопасности потребителей.

ЦЕНТР СЕРТИФИКАЦИИ РОСТЕСТ-МОСКВА

Практическая реализация сертификации была возложена на создаваемые центры сертификации. Центр сертификации - такого статуса удостаивались организации, доказавшие свою компетентность в этом виде деятельности.
Ростест-Москва - государственное учреждение, подведомственное Госстандарту РФ и занимающееся государственным контролем за качеством продукции с начала 70-х годов, первым было аккредитовано как центр сертификации (орган по сертификации) по очень широкой номенклатуре продукции - продуктов питания, одежды, игрушек, продукции производственного назначения, производственного и технологического оборудования, приборов и измерительных систем, строительных материалов.
В отличие от подавляющего числа позднее аккредитованных органов центр сертификации Ростест-Москва располагает собственной испытательной базой, что предоставляет возможность выдавать сертификат на основе собственных протоколов испытаний. Это, во-первых, упрощает для заявителя процедуру сертификации по принципу «одного окна» (и испытания, и сертификация), а во-вторых, обеспечивает большее доверие потребителей к продукции, сертифицированной Ростестом.

Сертификация по ХАССП (НАССР) в РОСТЕСТ-МОСКВА

Сертификация услуг

НОВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СЕРТИФИКАЦИИ