– Масло должно быть блестящим, пластичным, однородным по цвету и консистенции, – комментирует эксперт по молоку и молочным продуктам Людмила Калиниченко. – А вот интенсивного желтого цвета ждать не стоит – слишком насыщенный цвет говорит скорее о добавленном каротине, чем о качестве масла.
Но и белесый цвет – плохо, коров недокормили и недопасли, и молоко от них получилось недостаточно высокого качества.Дегустацию начинаем с «Вологодского масла» – признанного в мире российского бренда, который в России пытаются воспроизвести многие, но не всегда успешно. На полках магазинов можно найти с пяток «настоящих» продуктов с Вологодчины. Мы наугад купили два от разных производителей. Но ни в одном из них эксперты не нашли ни капли «вологодскости».
– «Вологодское масло» должно иметь характерный «ореховый» привкус, который достигается, во-первых, использованием высококачественных сливок определенной жирности, во-вторых, особой сложной технологией пастеризации. В представленных образцах «орехами» и не пахнет, это обычное сливочное масло – неплохое, но не «Вологодское», – подытожила Людмила Калиниченко, а для наглядности эксперты принесли из лабораторного холодильника брикет с правильным «Вологодским маслом». Разница была очевидна даже для такого «неедока» масла, как я. Кстати, выяснилась важная деталь: «вологодским» имеет право называться масло не старше 20 дней, после этого оно должно отказаться от «элитной» упаковки и перейти в категорию обычного сладко-сливочного масла. В магазинах в этом случае должны наклеить на пачку новое название.Незаконно присвоил себе звание «сливочного масла» и еще один продукт – «Масло сладко-сливочное несоленое, без растительных добавок» Озерецкого молочного комбината Московской области. Эксперты сразу распробовали в нем слегка пригоревшие сливки, а также растительные вкрапления, от которых озерецкие маслоделы так явно открещиваются на упаковке.
– Многие производители этим грешат – закупают за границей дешевое пальмовое масло и добавляют его. При этом продукт уже не может называться маслом – это спред, который должен стоить в 2 раза дешевле, – обобщила эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова.Следующий образец не скрывал, что он спред. Но в лаборатории «Ростеста» нашли, к чему придраться. – То, что это спред, написано мелким шрифтом на обороте упаковки. А «Кремлевское» – крупно, и по названию среднего рода большинство покупателей подумают, что это масло, – считает эксперт «Ростеста» Надежда Минчук.
Из семи купленных нами образцов без сучка и задоринки испытания прошли только два – финское «Валио» и ивановское «Масло сливочное» завода «Ивмолокопродукт». Причем отечественного производителя эксперты оценили даже повыше, чем именитого конкурента. Кстати, ивановцы выиграли соревнование не только в качестве, но и в цене.
– Импортные дорогие сорта чаще подделывают: новозеландское масло «Анкор», финское «Валио», французское «Президент». Если фальсифицированное масло дошло до прилавка, постараться распознать его вы можете самостоятельно. У «брендового» масла фольга или оберточная бумага должны быть качественными, шрифты не расползаться, срок годности – нанесен лазером или иголкой, никаких неразборчивых цифр и букв. Тем более должна насторожить заклеенная или вовсе срезанная часть упаковки с указанием срока годности. За такой упаковкой мы находили и плесень, и штафф (желтую корку), – раскрыла нам еще несколько секретов Людмила Калиниченко.
Источник: журнал "Собеседник" №29 от 04.08.09