Главная О Ростест-Москва Услуги Новости МЕТРОЛОГИЯ ИСПЫТАНИЯ СИ ПОВЕРКА КАЛИБРОВКА ИСПЫТАНИЯ продукции СЕРТИФИКАЦИЯ ?! СТАНДАРТИЗАЦИЯ Филиалы ПОДДЕРЖКА Благодарственные письма
Пн-Чт 8:30 - 17:30 Пт 8:30 - 16:15
Публикации

Чем заместим импорт

24 ноября 2014


Bas_09.jpg

Нет худа без добра! С введением западных санкций эта народная мудрость получила свое очередное подтверждение. Рынок, ведь, как природа, не терпит пустоты, и мы рассчитываем, что с принятием нами ответных ограничений на поставки импортной продукции, то «свято место, которое пусто не бывает», займут, наконец, наши, отечественные товаропроизводители.

Но как случилось, что мы стали чужими на собственном рынке? Почему мы, однажды упустив позиции, потом ничего не предпринимали, чтобы их отвоевать? И почему государство не поддерживало отечественный бизнес, предоставляя ему необходимые преференции?!

С этих вопросов началась наша беседа с Генеральным директором ФБУ «Ростест-Москва», Председателем Московской региональной комиссии по качеству В.Н. Басом.




– К началу рыночных реформ мы пришли с багажом сплошного дефицита. И сильно подорванным доверием потребителей к отечественной продукции. Какой-никакой, но существовавший ранее контроль качества был упразднен.

ГОСТы остались обязательными только в части требований по безопасности. Тогда реформаторам верилось, что естественным и достаточным регулятором качества товара станет его цена.

Иностранные компании умело использовали представившийся режим наибольшего благоприятствования, и рыночные ниши стали стремительно заполнять импортные товары. Не всегда лучшие, но яркие, умело рекламируемые …Зачастую продвигаемые, как это практикуется при проникновении на новые рынки, по демпинговым ценам. Вспомним хотя бы триумфальное шествие ножек Буша...

Словом, конкуренция шла не столько в плоскости качества, сколько в способности предложить торговым сетям наиболее привлекательные условия и схемы сотрудничества.

Экспансии импорта способствовали дорогие для наших производителей иностранные кредиты, займы МВФ, обусловленные требованиями в интересах транснациональных компаний.

Очевидная бесперспективность не мотивировала наш бизнес втягиваться в конкурентную борьбу, и импортная зависимость с каждым годом усугублялась.

Упустить рынок — легко, отвоевать же — практически невозможно. Если, конечно, не прибегать к откровенно дискриминационным, протекционистским приемам.

Для нас такие подходы были неприемлемы. Это был период, когда глобализация представлялась только в розовом цвете, и мы на протяжении 19 лет бились за членство в ВТО, рассчитывая, что оно станет гарантией равноправного сотрудничества.

Даже осознав пагубность продовольственной зависимости, этой своего рода мины замедленного действия, мы оставались приверженными писаным и не писаным законам рыночной экономики и правилам ВТО. Были уверены, что и партнеры будут следовать декларируемым принципам свободной торговли и никогда не станут экономику подменять политикой! Но раз это случилось, то и нам ничего не остается, как использовать ситуацию в интересах собственной экономики и обеспечения продовольственной безопасности.

– Виталий Николаевич, качественные отечественные товары, сегодня, конечно, есть. Но не приведет ли резкий отказ от импорта к товарному дефициту и снижению качества?

– Это только в цирке фокусник без счету достает кроликов из шляпы. По ряду позиций надо начинать с нуля. На начальном этапе естественно сужение ассортимента, которое, в свою очередь, чревато тем, что торговля, не заинтересованная снижать ассортиментный перечень, будет замещать запрещенные к ввозу товары закупками у производителей, не способных обеспечить стабильность их качества.

– Как с этим бороться потребителям?!

– СМИ призывают покупателей сегодня быть особенно внимательными и требовательными и о всех замеченных нарушениях информировать контролирующие органы. С этим не поспоришь.

Но далеко не всегда люди, что называется, у прилавка способны разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Фальсификация становится все более изощренной, нарушения — латентными. Только в серьезных лабораториях можно, например, выявить подмены положенных ингредиентов низкокачественными суррогатами, маскируемыми всякого рода вкусо-ароматическими добавками.

Чтобы спрос понуждал производителей работать, как должно, потребители должны быть вооружены достоверной информацией о качестве. Это общеизвестный факт, и распространение такой информации — важнейшая миссия ведущих европейских потребительских институтов и изданий.

Мы с готовностью идем навстречу потребительским организациям и СМИ, проводя для них лабораторные исследования контрольных закупок в формате общественного мониторинга качества.

На мой взгляд, пришло время добровольной сертификации качества. Сейчас она, наконец, будет востребована и в полной мере оценена, как потребителями, так и производителями продукции.

– А каковы, на ваш взгляд, задачи программы «100 лучших товаров России» на этапе импортозамещения?

– Поддержка отечественной продукции, как главная цель программы, заявлена в ее названии. К 1998 г. (когда программа была учреждена) начали появляться хорошие отечественные товары.

Однако при всех своих достоинствах, они не могли конкурировать с заграничными аналогами. С одной стороны, мешало недоверие к отечественным товарам, а с другой — сильно завышенные представления о качестве импорта. Сформировавшиеся в потребительском сознании в те времена, когда закупки тщательно отбирались нашим внешнеторговым ведомством и поставлялись по госконтрактам, что гарантировало их качество. Это позже, когда внешнеэкономическая деятельность была демонополизирована, и в отсутствие контроля качества зарубежными поставками занялись все, кому не лень, станет понятно, что импорт тоже бывает хороший и … разный! Порой, откровенно опасный!

Тогда же была поставлена задача с помощью экспертной программы вернуть интерес и доверие потребителей к отечественной продукции. Не просто призывами покупать «наше», а демонстрацией, что называется, на «блюдечке с голубой каемочкой» тех товаров, безопасность и качество которых подтверждены результатами профессиональной экспертизы.

Сегодня программа «100 лучших товаров России» является одним из важнейших каналов информации о качестве отечественной продукции. С другой стороны, это признанный зонтичный бренд, который предоставляет эффективную маркетинговую поддержку производителям качественной продукции. Особенно она ощутима вновь созданными и малыми компаниями, не располагающими большими рекламными бюджетами. По существу, предприятиям, сумевшим подтвердить высокие качества своей продукции, предоставляется шанс сделать рывок из мало кому известных производителей в признанные лидеры качества!

Но рекламно-маркетинговый эффект — лишь видимая вершина айсберга. В отличие от подавляющего большинства разного рода конкурсов качества, экспертиза по программе «100 лучших товаров России» не ограничивается собственно оценкой номинируемой продукции, а предполагает также анализ и подтверждение грамотно поставленной системной работы по качеству. Мы не просто констатируем несоответствие номинируемой продукции критериям программы, а говорим, что надо сделать, как поставить работу по качеству, чтобы она отвечала этим требованиям. Такой методический подход логично привел к тому, что экспертно-конкурсный проект естественным образом трансформировался в своего рода постоянно действующую программу повышения качества продукции.

Имортозамещение невозможно без большого притока новых товаропроизводителей. Производство становится привлекательным, но для его успешности одного желания работать и зарабатывать мало – нужны серьезные знания!

Надо досконально разбираться в технических регламентах, несоблюдение которых является нарушением закона.

Знать национальные стандарты, добровольное применение которых обеспечивает выполнение законодательных требований. Ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих процедуры подтверждения соответствия, маркировки, обеспечения единства измерений… Надо уже сегодня готовиться к тем новациям, которые несет вышедший на финишную прямую принятия проект Закона о стандартизации.

Мы стремимся дать участникам программы максимум полезной, актуальной информации, практических знаний и сведений в вопросах менеджмента качества.

Участие в конкурсе станет хорошей школой качества для предприятий, вступающих в реальный бизнес, который открывает реализация политики импортозамещения. 


Выпуск газеты «Московский тест»  №61