SmartGrid: Александр Константинович, как Вы можете охарактеризовать систему нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике?
Александр Джинчарадзе: К сожалению, можно сразу ответить на этот вопрос так: системы нормативно-технического регулирования в российской электроэнергетике нет.
РАО «ЕЭС России» создало НП «Совет рынка», которое решает вопросы экономического характера. Нормативно-технологической платформы в системе практически нет – организацию, которая бы решала соответствующие проблемы в области электроэнергетики, не сформировали ни РАО «ЕЭС России», ни Минэнерго РФ. Поэтому накопившиеся проблемы в электроэнергетической системе по надежности, безопасности, качеству, электроэнергоресурсосбережению только усугубляются, увеличивая риски функционирования ЕЭС. Это может привести к серьезным авариям на электростанциях.
SG: Какие проблемы в сфере нормативно-технического регулирования можете выделить?
АД: В настоящее время в электроэнергетике применяются устаревшие нормативно-технические документы и стандарты органов власти СССР и РСФСР, отраслевых институтов, а также документы РАО «ЕЭС России», разработанные много лет назад. Статус таких документов неоднозначен, поскольку часть из них носит рекомендательный характер, другие не прошли установленных процедур инкорпорирования в законодательство Российской Федерации. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется нормативно-техническими документами, перечень которых она сама утверждает ежегодно, что также не может быть признано правомерной практикой.
Возникает проблема легитимности отраслевой нормативно-технической базы, унаследованной от РАО «ЕЭС России». Отсутствуют процедуры принятия общеотраслевых стандартов и финансирования их разработки. Нет нормативных документов, регулирующих вопросы надежности и безопасности электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики в условиях рыночных отношений, вступления России в ВТО и участия в Таможенном союзе, ЕврАзЭС и СНГ. Все это – чрезвычайно актуальные для отрасли вопросы, отраженные в протоколе совместного заседания научно-технической коллегии НП «НТС ЕЭС» и научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем.
Федеральные законы «О техническом регулировании», «Об электроэнергетике», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности объектов ТЭК», а также постановление правительства «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования», а также изменения к ним, упорядочивают отдельные сферы регулирования, функционирования, безопасности, надежности и качества единой энергосистемы России и объектов электроэнергетики. Но они не устраняют системных проблем электроэнергетики в целом, дублирования и прямого противоречия правовых норм, пересечения полномочий и сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти и т.д. Проблемы усугубляются значительным отставанием от Европейского союза и США в сфере стандартизации.
Анализ, проведенный специалистами ФГБУ «РЭА» и «ВНИИНМАШ» Росстандарта, показал, что уровень гармонизации с международными и европейскими стандартами составляет, в среднем, лишь 23% (в Германии – 91%; в ЕС – 72%). Поэтому в отрасли неэффективно действует система технического регулирования, в которой стандарты должны играть основную доказательную базу в нормативно-правовых отношениях, как это происходит в Европейском союзе и США. В Штатах действуют более 600 организаций по стандартизации, в том числе в области электроэнергетики, отдельно – комитет по надежности электроэнергетики с полномочиями установления обязательных требований в стандартах. У нас практически не функционируют многие технические комитеты по стандартизации, созданные более 10 лет назад по различным направлениям электроэнергетики.
Следует также отметить, что производство оборудования и приборов в области электроэнергетики в России сократилось приблизительно до 15%. Поэтому в условиях рыночных отношений закупка производится у разных зарубежных поставщиков в основном по низкой цене, а товар не отвечает требованиям надежности и качества. Необязательность выполнения национальных стандартов в условиях рынка, а иногда и их отсутствие, в том числе в сфере методов испытаний и измерений, делают такие госзакупки опасными для электроэнергетической системы в целом. Негативное влияние оказывает фактор старения основных фондов, несмотря на вводы новых энергомощностей. В связи с этим надежность электросетей понизилась, а риски – технические, технологические и экономические – постоянно повышаются.
Проблема надежности и безопасности электроэнергетических объектов стала особенно актуальной после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и взрыва на Баксанской ГЭС. Эти и другие тяжелые аварии на электростанциях, происшедшие ранее, показали, что в нашей стране не только технические причины приводят к катастрофам. Предпосылкой зачастую является отсутствие обязательных требований и государственных ограничений, соответствующих стандартов в эксплуатации опасных промышленных объектов, в связи с чем нет и персональной ответственности должностных лиц за нарушение технических нормативов.
Стоит отметить, что в нашей стране учеными «Научно-исследовательского и конструкторского института энергетики им. Н.А. Доллежаля» разработана современная управляющая система безопасности для подобных объектов с эффективной нормативной базой, составляющей основу технологической платформы безопасности и соответствующей надежностью в эксплуатации. Такую технологию целесообразно использовать в управлении ТЭС и др. Система предполагает реализацию комплекса организационных и технических мер защиты на всех этапах жизненного цикла: разработка, изготовление, внедрение, эксплуатация, модернизация. Из всего многообразия направлений обеспечения функциональной безопасности в области управляющих систем энергетических установок внимание уделяется, прежде всего, двум важнейшим взаимосвязанным аспектам:
SG: Какие меры по налаживанию ситуации в системе нормативно-технической документации принимаются? Насколько они результативны?
АД: За последнее время был утвержден ряд нормативных документов. Однако принятые к 2011 году меры нельзя считать достаточными для обеспечения надежности электроэнергетической системы и энергооборудования по следующим причинам:
В 2011 году Минэнерго России планировало внести изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» – наделить правительство РФ или уполномоченные им федеральных органы исполнительной власти полномочиями по:
Эти предложения были отражены лишь частично при внесении изменений в федеральный закон «Об электроэнергетике» в следующей формулировке: «утверждает правила технологического функционирования электроэнергетических систем».
Однако в этом решении имеется и недостаток – согласование и утверждение на уровне правительства любых, даже непринципиальных изменений.
SG: Насколько гармонизованы российские стандарты в сфере электроэнергетики с международными? Какая работа ведется в этом направлении?
АД: В настоящее время создается Единое экономическое и информационное пространство в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и СНГ на базе опыта Европейского союза и применения международных и европейских стандартов. Идет активная работа по подготовке и принятию технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС, а также переход системы технического регулирования и стандартизации на межгосударственный уровень, обеспечивающий применение соответствующих стандартов в рамках совета по стандартизации СНГ, с учетом гармонизации с международными и европейскими стандартами.
В таких условиях крайне необходимо создание целостной системы нормативно-технического обеспечения по функционированию, безопасности, надежности и качеству Единой энергетической системы России. Такая система должна учитывать современные тенденции развития энергетики и интеграционные процессы в рамках Таможенного союза, ЕврАзЭС и ВТО, что позволит обеспечить реализацию программы «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Поэтому в настоящее время группой ведущих специалистов в области электроэнергетики – экспертов разрабатывается концепция и программа работ по развитию стандартизации в области электроэнергетической системы с учетом концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года. Ранее такая работа не проводилась. Учитывая сложный межотраслевой характер проблем, необходимо в конце 2012 – начале 2013 года согласовать базовые принципы системы стандартизации в отрасли и механизмы реализации программы с учетом применения единых терминов и определений, гармонизированных с международными и европейскими стандартами ISO, IEC, CEN, CENELEC и документами ВТО.
Стандарты играют важную роль в решении системных проблем в области электроэнергетики, особенно по параметрам надежности, качества, безопасности и энергоэффективности системы электроэнергетики страны вообще и ее составляющих объектов в частности. Эти требования должны быть обязательными в национальных и отраслевых стандартах – как в США и Европейском союзе. Сейчас в России эти вопросы не решены.
Применение соответствующих общесистемных комплексов стандартов к процессам, оборудованию и их испытаниям, а также услугам, повысит надежность энергосистемы и значительно сократит расходы на эксплуатацию объектов и на систему в целом. Особенно это важно при развитии интеллектуализации электросетей. Интеллектуальные электросети имеют ключевое значение в процессе преобразования возможностей имеющейся системы энергопоставок с учетом:
Поскольку инвестиции в электрогенерирующие и сетевые инфраструктуры являются сферами долгосрочной доходности, они требуют стабильного развития нормативно-технической базы. Для достижения целей в энергетике необходим новый глобальный подход к производству, передаче, распределению, измерению, поставкам, накоплению и хранению, а также потреблению электроэнергии. Потребуется широкомасштабное внедрение систем стандартизации по интеграции разных инновационных технологий. Стандарты энергоэффективности станут общим вектором развития, спрос – существенным фактором в энергосистемах, возрастающая электрификация транспорта станет одной из стратегических задач.
При этом должны быть определены строгие технологические требования, изложенные в стандартах и других НТД, к взаимодействию широкого спектра областей (таких как эксплуатация электросети, автоматизация сети, управление распределенными энергоресурсами, промышленная автоматизация, автоматизация зданий и жилых строений, услуги, интеллектуальный учет), предусматривающие высокий уровень согласованности, надежности, защиты данных и конфиденциальности, а также рентабельности. Необходимо учесть, что все эти области и степень их интеграции в единую взаимосвязанную систему также находятся на разных стадиях развития.
Внедрение и развитие стандартов, в том числе IT-технологий, значительно увеличивают оперативность управления электросетями, надежность, качество и безопасность работы, повышают энергоэффективность, а следовательно, существенно уменьшают экономический риск.
Необходимо упомянуть, что в условиях рынка стандарты оказывают положительное влияние на развитие промышленности и бизнеса. При взаимодействии поставщиков и потребителей национальные и отраслевые стандарты становятся главными инструментами улучшения показателей продукции, снижения расходов на бизнес-операции и оценки возможностей развития рынка. Особенно это касается сферы госзакупок.
Исследования, проведенные экспертами в Европейском союзе, показали, что в масштабах национальной экономики совокупный эффект от работ по стандартизации на базе гармонизированных стандартов ИСО, МЭК и Европы в целом составляет более 1% от валового внутреннего продукта. Опыт компаний ЕС показывает, что вложения в стандарты дают на 1 евро до 20 евро прибыли. В Великобритании вклад технологических преобразований в ВВП составляет около 50%, при этом вклад стандартов в сами технологические преобразования составляет более 25%. Германия получает ежегодный экономический эффект от стандартизации на сумму около 18 млрд евро.
Активное применение национальных и отраслевых комплексов стандартов, гармонизированных с международными и европейскими, обеспечит снижение энергоемкости ВВП более чем на 5%.
SG: Как Вы можете оценить нормативно-техническое обеспечение в сфере энергосбережения и энергоэффективности?
АД: Так же, как и в области электроэнергетики. Проблемы практически одинаковы, и усугубляются они необязательностью выполнения строительных стандартов – СНиПов – и недостаточным обеспечением контроля и надзора за строительством сооружений и зданий.
SG: Какая работа идет в этом направлении? Какие есть трудности, что предстоит сделать в ближайшее время?
АД: Результаты анализа важнейших вопросов целесообразно изложить комплексно. Чтобы решать проблемы развития нормативно-технического обеспечения в области энергоэффективности и повышения энергосбережения зданий и сооружений в ближайшие годы, необходимо осуществить следующие мероприятия:
Безусловно, для реализации этих планов необходимо создать эффективно действующий организационно-методический институт по нормативно-техническим вопросам.
SG: Как Вы оцениваете процесс внедрения энергоэффективных технологий в российских компаниях и учреждениях?
АД: Внедрение энергоэффективных технологий осуществляется крайне медленно и некомплексно. Положительными примерами решения проблем могут являться реконструкции старых и особенно строительство новых зданий и сооружений в ЕС – в Германии, Норвегии, Дании, Швеции и др. В этих странах работа ведется в соответствии с нормами и правилами (стандартами) на основании директив и регламентов ЕС. Аналогично происходит в США. Ни в Европе, ни в Штатах, в рыночных условиях работать на важнейших и сложных социально-бытовых объектах, не выполняя требования стандартов, особенно по безопасности, надежности, энергоэффективности и качеству не станет никто.
В нашей стране, к сожалению, другая ситуация. ФЗ РФ не соответствуют современным требованиям с учетом опыта ЕС и США и не способствуют выполнению требований надежности, безопасности, качества и энергоэффективности. А закон «О техническом регулировании» многие годы является откровенно вредным, тормозящим развитие конкурентоспособной продукции и услуг в России.
SG: Весной Минэнерго жаловалось на низкое качество предоставленных энергопаспортов и неквалифицированных энергоаудиторов. Как сейчас обстоят дела в этой сфере? Что делается для повышения качества работы?
АД: Как я уже отметил ранее, необходимо разработать классификатор зданий и сооружений, а в соответствии с ним – эффективные паспорта. С моей точки зрения, в настоящее время энергоаудиторы в СРО – достаточно профессиональные специалисты, которые не только фиксируют, но и анализируют состояние, дают рекомендации и могут совершенствовать процессы на объектах. Проблема часто заключается в отсутствии желания у собственника здания проводить мероприятия по энергоэффективности и необязательности выполнения стандартов. Такая экономия потом очень дорого обходится государству и, естественно, людям. Часто говорят: «За безопасность, надежность и комфорт необходимо вовремя платить, за отсутствие их расплачиваться».
К этим же вопросам добавляются проблемы выполнения требований экологических стандартов, особенно в условиях вступления в ВТО.
SG: Вы являетесь одним из авторов книги «Анализ и перспективы развития нормативно-технического обеспечения в области энергетической эффективности в зданиях», которую НП «ИНВЭЛ» готовит к выходу в свет. Кому эта книга будет полезна?
АД: В этой книге представлены результаты анализа проблем и развития нормативно-технического обеспечения в Европейском Союзе, США и России в области энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений. Представлены основные законодательные акты ЕС по приоритетным направлениям энергоэффективности и энергосбережения, на конкретных примерах даны рекомендации по реализации нормативных требований по повышению энергетической эффективности зданий. Приведен сравнительный анализ нормативно-технического обеспечения в области энергосбережения и энергоэффективности зданий и сооружений в Европейском Союзе и России. Сформулированы основные направления развития нормативно-технического обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности зданий и сооружений с учетом управления проектами на основе применения комплексов стандартов CALS-технологий и СРПП и нормативно-технического обеспечения при создании моделей «Активный дом» и «Умный дом».
Эти результаты анализа будут полезны для специалистов в области электроэнергетики, застройщиков и экспертов по энергоэффективности зданий и сооружений, преподавателей и, конечно, для специалистов в области стандартизации и в сфере автоматизации процессов создания базы данных.