Электрички стремятся догнать… аэрофлот. По качеству обслуживания. Во всяком случае, к этому понуждает ГОСТ Р 58099-2018 «Услуги на железнодорожном транспорте. Требования к обслуживанию пассажиров в пригородных поездах».
Стандарт делит классы обслуживания в вагонах пригородных поездов на базовый (без дополнительных услуг), эконом-класс (с набором услуг за доплату) и бизнес-класс (с набором услуг, включенных в стоимость проезда). Санитарно-гигиенические услуги, перевозка ручной клади и животных, а также информационно-справочные услуги включены для всех классов обслуживания.
Вагоны пригородных поездов должны быть оборудованы полками для провоза ручной клади. И так, чтобы в случае экстренного торможения вещи не должны были бы упасть.
Если вы не намерены стоять, к вашим услугам вагоны скорых пригородных поездов с гарантированным предоставлением места. В том числе, эконом-класса.
В вагонах бизнес-класса – кресла с подголовником и выдвижной опорой для ног, регулятором угла наклона спинки, подлокотниками и текстильным чехлом. На окнах салонов – регулируемые по высоте солнцезащитные экраны с фиксацией, тонированные стекла со светопроникновением не менее 75%, либо другие средства солнцезащиты. Соответствующее стандарту пассажирское место должно быть оборудовано столиком, розеткой, аудио/видео модулем с разъемами для наушников и индивидуальным освещением. Пассажирам бизнес-классов предоставляются одноразовые наушники в индивидуальной упаковке.
Информация для пассажиров должна предоставляться визуальным и аудиальным способами на русском языке, а на маршрутах развитого международного туризма дублироваться на английском. В вагонах должна быть размещена легко читаемая информация о схеме проезда, правила проезда и информация о перевозчике.
Динамическая визуальная и аудиальная информация о следующей остановке должна предоставляться незамедлительно после отправления от предыдущей остановки и не менее чем за две минуты до прибытия на следующую остановку.
Поезд подается не менее чем за десять минут до отправления, а при наличии технико-технологических ограничений – не менее чем за пять минут.
Для оказания первой доврачебной помощи у локомотивной бригады всегда должна быть в наличии медицинская аптечка.
На конечной станции должна прозвучать информация о том, куда пассажир может обратиться с замечаниями и предложениями.
Безопасность пассажиров должна обеспечивать профессиональная охрана.
Обратим внимание, что национальный стандарт не спущен с небес на головы «бедных железнодорожников», а разработан ими же – Российским университетом транспорта (МИИТ). Это вселяет уверенность, что сказка станет былью, и на железных дорогах появятся пригородные электрички с классом обслуживания на уровне Национального стандарта!